Источник цитаты (орган): Сайт газеты "Казахстанская правда" (
http://kazpravda.kz)
[09.02.2006]
Недвижимость вернется в легальный оборот
Постановлением Правительства РК от 11 июня 2003 года ? 559 на рассмотрение в Мажилис Парламента внесен проект закона ?Об амнистии в связи с легализацией имущества?. Законопроектом предполагается с помощью разовой акции включить в систему легального учета и новых экономических отношений имущество, находящееся в теневом обороте и не оформленное надлежащим образом.
Его появление вызвано различными причинами. Известно, что за последние десятилетия в Казахстане возросла численность городского населения. Миграция сельских жителей в города нередко сопровождалась строительством жилья на пригородных землях, без соответствующих разрешений, многие из них до настоящего времени не зарегистрированы.
Далее. В 90-х годах XX века в ходе разгосударствления и приватизации многие промышленные объекты (заводы, фабрики и т. д.) перешли в собственность юридических лиц с долевым участием государства и трудовых коллективов, а позднее ? в пользование и владение отдельных частных лиц. Документы при этом не всегда оформлялись надлежащим образом.
Этому способствовали нестабильная экономическая ситуация, отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, вследствие чего сегментация крупных объектов и неоднократная нерегулируемая смена собственников стали предпосылками к увеличению теневого сектора экономики, уклонению от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Следует учитывать, что сложившееся положение вызвано не только нежеланием владельца стать законным собственником, намеренным несоблюдением законодательства о сделках, но и объективными причинами, такими как отсутствие средств для надлежащего оформления документов, законных возможностей обращения в соответствующие органы (отсутствие документов, удостоверяющих личность, доверенности и т. п.).
В настоящее время на фоне устойчивого развития экономики в стране возникли предпосылки по созданию дополнительных стимулов и правовых возможностей для возврата недвижимости в легальный экономический оборот. Законопроект предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам выйти из тени путем освобождения от ответственности по отдельным статьям Уголовного кодекса и Кодекса РК об административных правонарушениях. Следует отметить, что речь идет об освобождении от ответственности за правонарушения, не имеющие серьезной общественной опасности, связанные в основном с самовольным захватом участков земли и строительством домов, дач и гаражей, неуплатой и уклонением от уплаты налогов и др.
В развитых странах каждый земельный участок, строение, каждая единица производственного оборудования отражены в документах, определяющих право собственности. Благодаря этому активы выступают залогом кредитов. Например, в США важнейшим источником средств для финансирования нового бизнеса является кредит, выданный под залог жилища предпринимателя.
Как показывает анализ, сделанный западными специалистами, те европейские страны, которые пошли на радикальное изменение своих правовых систем и узаконили предпринимательство, бывшее нелегальным, достигли процветания намного быстрее, чем те, где сопротивлялись переменам.
Следует отметить, что процессы узаконения теневых активов проходят в большинстве стран мира на протяжении всей их истории.
Легализация имущества и капитала не новшество в мировой практике, и проводилась она как в странах с развивающейся экономикой, так и в развитых капиталистических странах (Италия, США, Франция, Ирландия, Индия, Польша, Бельгия, Пакистан, Аргентина, ЮАР и другие).
Проведение таких амнистий связано с наличием теневой экономики во всех странах мира, независимо от степени развитости. Несмотря на имеющиеся административные и правовые рычаги, государство идет навстречу населению и предпринимателям, поскольку вовлечение в легальный экономический оборот имущества и капиталов приносит ему более прозрачную экономику, что благоприятно сказывается на инвестиционном климате, а также благосостоянии граждан.
В то же время в мировой практике от легализации предусматриваются взимание определенных процентов (4?13 процентов) от стоимости легализуемого имущества и иные требования.
Анализируя мировой опыт, можно смело сказать, что предлагаемая законопроектом легализация имущества в сравнении с практикой зарубежных стран является более привлекательной для граждан и юридических лиц. Законопроект дает широкие возможности для легализации недвижимости и не предусматривает взимание каких-либо процентов ее стоимости, а также освобождает от ответственности за отдельные правонарушения, предусмотренные уголовным и административным законодательством.
Изучив мировой опыт, можно сказать об актуальности и необходимости в настоящее время принятия законопроекта ?Об амнистии в связи с легализацией имущества?.
Талгат ТАГАЖАЙ,
начальник отдела организации работы по регистрации прав на недвижимое имущество Комитета регистрационной службы МЮ РК
г. Астана