Жилищный ни бум-бум Первая Государственная жилищная программа реализована с многочисленными нарушениями
http://www.liter.kz/...a...4&pub=11395Вчера Счетный комитет официально заявил о том, о чем давно уже догадывались 15 миллионов казахстанцев, но не решались спросить с правительства – Государственная жилищная программа на 2005–2007 годы, мягко говоря, повторила судьбу большинства государственных проектов. То есть оказалась не выполнена. Кроме того, она, как и остальные прожекты, изобилует фактами нецелевого использования средств. «В ходе контроля эффективности реализации госпрограммы установлены нарушения на сумму свыше 21 млрд тенге», – говорится в пресс-релизе СК. Напомним, что правительство выделяло всего 150 млрд тенге.
До этого момента чиновники всех рангов и уровней умело манипулировали цифрами, объясняя, как здорово, что за три года реализации программы всего по стране было возведено не 12 млн квадратных метров жилья, а целых 18! На самом деле в отчетность попадало любое жилье, в том числе и элитное, и возводимое на частных подворьях за счет средств домохозяев. Но Счетный комитет не стал подгонять цифирь под приятный для властей результат. Выводы контролирующего органа выражены сухими официальными словами: «Не достигнуты запланированные показатели по увеличению числа семей, вовлеченных в систему ипотечного кредитования, и вкладчиков жилищных строительных сбережений. Не в полной мере решена задача по повышению доступности ипотечного кредитования и жилстройсбережений», – как раз не метры, а именно эти цели ставились во главу угла программы при ее презентации в 2004 году. По сути же, выводы СК означают, что третья программа на просторах СНГ (первая программа – Никиты Хрущева, вторая жилищная программа – Михаила Горбачева), мягко говоря, не до конца выполнена.
Счетный комитет отмечает, что за три года так и не были предприняты исчерпывающие меры по снижению стоимости строительства жилья и объема импорта строительной продукции, который за 2007 год составил 2,5 млрд долларов и по сравнению с 2004 годом возрос в 3 раза. Кроме того, не было организовано предусмотренное госпрограммой производство листового стекла в Актюбинской области, керамического кирпича в Мангистауской области и цемента в Западно-Казахстанской области. Напомним, «Литер» неоднократно сообщал о том, что именно непродуманность жилищной программы привела к дефициту и удорожанию строительных материалов, а также стала причиной спекуляций на рынке жилья. Лопнувшая «жилищная пирамида» и возникшие вслед за этим проблемы дольщиков, обходящиеся налогоплательщикам Казахстана в миллиарды тенге, – это производная Государственной программы жилищного строительства на 2005–2007 годы.
Между тем в сообщении СК также подчеркивается, что за 3 года реализации программы не был налажен системный мониторинг за процессом освоения выделенных из бюджета кредитов по нулевой ставке вознаграждения на строительство доступного жилья. В результате из республиканского бюджета указанных кредитов выделено на сумму более 100 млрд тенге, из которых 14 млрд тенге освоены с нарушениями требований законодательства. При этом, по данным местных исполнительных органов, за счет кредитных средств построено только 68 процентов от предусмотренной госпрограммой общей площади квартир. Кроме того, в ряде регионов заявленная цена не соответствовала реальной покупательной способности населения, что привело к тому, что до сих пор «социальное» жилье так и не востребовано.
Подводя итоги проверки, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета Казахстана рекомендует правительству республики cкорректировать политику повышения доступности ипотечного кредитования и жилстройсбережений, отмечая, что в 2005–2007 годах доля нереализованных и не введенных в эксплуатацию площадей жилья за счет бюджетных кредитов составила в Южно-Казахстанской области 62 процента, Астане – 51 процент, Мангистауской области – 49 процентов, Восточно-Казахстанской области – 42 процента, Атырауской области – 37. Что привело к проблемам с погашением кредитов. А в проверенных Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях и городе Астане не обеспечен ввод в эксплуатацию 20,7 тыс. кв. м коммунального жилья.
Айман ТЫНЫШБАЕВА, Алматы
Перешел на личности Премьер-министр распорядился сажать за решетку руководителей обнальных фирм
![Изображение](http://www.liter.kz/files/Masimov-7.08.08.jpg)
Такое заявление он сделал в ходе расширенного заседания правительства, прошедшего вчера в Астане. Как выяснилось, настроение ему испортил просмотр телевизора, за что пришлось поплатиться министру финансов Болату Жамишеву.
– Вчера в средствах массовой информации один предприниматель говорил: «Надо нам делать ставку не такую, а такую, потому что обнальные конторы берут меньше, чем вы – государство». Во-первых, спросите у этого человека, что это за обнальные компании. Если такие есть, их надо выявлять и сажать туда же, где эти строители, которые обманывали дольщиков. А то уже торгуются с нами, вообще уже беспредел. В вашем министерстве создан новый комитет, который будет заниматься финансовой разведкой. Возьмите на контроль вместе с финполом этот вопрос, – поручил он главе Минфина.
По словам же самого Жамишева, сумма недоимки по налогам, сложившаяся в результате деятельности обнальных фирм, на начало июля составила более 47 млрд тенге. Эта информация еще больше раздосадовала премьера. В связи с чем он вспомнил о тех, кто не использовал с таким трудом собранные бюджетные деньги. И опять же под горячую руку попал глава Минфина.
– Мы сейчас видим эти цифры – кто, что, где не исполнил, а также по областям – где, что не исполнено. Мы сейчас заходим на финальную стадию формирования предстоящего трехлетнего бюджета. Вот на сумму неисполнения бюджетных расходов отмените финансирование у всех администраторов бюджетных программ. Они сейчас не исполнили, на следующий год будет то же самое. Внесите это предложение на финальное заседание республиканской бюджетной комиссии, – сказал Карим Масимов, обращаясь к Болату Жамишеву и министру экономики и бюджетного планирования Бахыту Султанову.
Гнев премьера оказался вполне оправданным. На 1 июля этого года сумма неосвоенных средств составила 41,5 млрд тенге. При этом, по информации Минфина, по объективным причинам не исполнено всего 4,9 млрд тенге.
Как сообщил Жамишев, основными причинами, повлиявшими на неисполнение бюджета, стали несостоявшиеся конкурсы по госзакупкам, длительное проведение конкурсных процедур и процедур заключения договоров, повлекшие их позднюю регистрацию в органах казначейства.
В свою очередь глава правительства предложил по итогам 9 месяцев в очередной раз обратиться в парламент с уточнением бюджета.
– Чем так деньги будут у нас «гореть», лучше туда куда нужно их направим, а с помощью Счетного комитета накажем всех виновных. По итогам 9 месяцев я внесу представление главе государства о наказании тех администраторов бюджетных программ, которые не справляются с их исполнением, – сказал Карим Масимов.
Чтобы хоть как-то разрядить обстановку и доказать премьеру, что в Минфине не сидят сложа руки, Болат Жамишев сообщил, что его ведомство готовит изменения в закон о госзакупках. По его словам, нововведения позволят создать условия для конкуренции в сфере государственных закупок, сократить административные барьеры при их проведении и ускорить переход осуществления госзакупок с применением информационных систем и электронного документооборота.
– В следующем году на электронные госзакупки планируется перевести госорганы и госучреждения, а с 2010 года – всех остальных. Мы полагаем, что электронные закупки станут основной формой госзакупок, – подчеркнул министр финансов.
Он также отметил, что при проведении государственных закупок предлагается минимизировать перечень документов, которые должна содержать конкурсная заявка.
– Из 17 предусмотренных законодательством предлагается исключить 5 документов, по остальным 12 сформировать четкие критерии, при этом по 7 из них будет допускаться возможность исправлений и уточнений, не влияющих на итоги конкурса, – сказал Жамишев.
По его мнению, это позволит исключить возможность отклонения конкурсных заявок потенциальных поставщиков по формальным основаниям и будет способствовать созданию реальной конкуренции.
Александр КОНОНЕЦ, Астана