Напряженность с ликвидностью на мировых рынках капитала, продолжающаяся с середины 2007 г., так или иначе затронула банковские системы Казахстана, России и Украины (КРиУ), - хотя и в разной степени. Воздействие, которая оказала эта ситуация на российские и украинские банки, пока можно считать относительно мягким, в то время как для казахстанских банков, в значительной степени зависимых от внешних заимствований, оно оказалось весьма болезненным.
Тем не менее во всех трех банковских системах ситуация с ликвидностью в последние месяцы была нестабильной: например, значительные ухудшения ликвидности отмечались в Украине в середине февраля и в марте 2008 г. и в России в марте 2008 г.
Многие банки КРиУ столкнулись с проблемами привлечения ресурсов в условиях необходимости продолжать рост бизнеса. Это было вызвано рядом факторов:
• значительным падением ликвидности в краткосрочном сегменте денежного рынка;
• нехваткой средств для средне- и долгосрочного фондирования (ее испытывают даже наиболее надежные финансовые организации);
• сложностями в оценке рисков;
• значительными потребностями в рефинансировании;
• нестабильными потоками иностранного капитала и
• фактическим вымыванием ликвидности с рынка секьюритизации.
По мнению Standard & Poor's, трудности с кредитными ресурсами и ликвидностью сохранятся на протяжении всего 2008 г., и даже, возможно, какой-то части 2009 г., однако банки КРиУ с ними справятся. Кроме того, выплаты по внешним долговым заимствованиям с наступающими сроками погашения вполне осуществимы.
Пока банки КРиУ вполне успешно справляются с проблемами, вызванными напряженностью с ликвидностью на мировых рынках капитала, благодаря введению соответствующих корректировок в стратегии развития, использованию накопленных резервов ликвидности, поддержке со стороны государства и акционеров, увеличению государственных расходов, а также возобновлению и рефинансированию части долговых обязательств. Преодолению проблем, связанных с нехваткой ликвидности, в некоторой степени способствуют приток финансовых средств благодаря высоким ценам на экспортируемые сырьевые товары, рост сбережений и вкладов домохозяйств, приемлемое качество активов банковских систем, а также замедлившийся рост активов и ссудной задолженности. Значительные внешние заимствования, сделанные в 1-м полугодии 2007 г., включая размещение обязательств на открытом рынке и в двустороннем порядке, а также в ходе нескольких крупных IPO, также позволили банкам КРиУ создать резервы ликвидности.
Однако за последние месяцы ликвидные активы банков КРиУ существенно сократились, из-за чего последние стали более уязвимы к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Вызывает беспокойство увеличение банками ссудного левериджа, или доли ссудной задолженности в своих активах, за счет более краткосрочного финансирования. Чем продолжительнее окажется период напряженности на мировых финансовых рынках, тем сильнее будет воздействие ситуации на ликвидность и другие основные показатели банков КРиУ, испытывающих нехватку долгосрочных ресурсов.
По нашему мнению, спады ликвидности в регионе будут продолжаться, при этом их острота и последствия будут в значительной мере определяться мерами центральных банков рассматриваемых стран по увеличению ликвидности, а также эффективностью управления ликвидностью в конкретных банках (некоторые кредитные организации в последнее время стали осуществлять более консервативную политику в этой области).
Как позитивный фактор мы отмечаем предполагаемое замедление роста кредитования в рассматриваемых странах, которое будет способствовать уменьшению потребности в привлечении средств для финансирования выдачи кредитов, а также выравниванию темпов роста клиентских средств и ссудной задолженности.
Как всегда отмечалось аналитиками Standard & Poor's, одним из основных недостатков банков КРиУ является их подверженность риску ликвидности, который на нынешнем, благоприятном, этапе кредитного цикла по уровню значимости превосходит кредитный риск (однако это не относится к Казахстану, где наряду с риском ликвидности нарастают проблемы, связанные с качеством кредитного портфеля банков). Практика показывает, что банки с высоким уровнем проблемных активов могут продолжать свою деятельность (и часто в течение долгого времени), причем регулирующие органы нередко воздерживаются от каких-либо действий в отношении таких банков.
Непосредственной причиной нынешнего сокращения ликвидности стала глобальная нехватка финансовых средств, но возникший спад усугубляется недостатками, характерными для банковских секторов КРиУ: неудовлетворительной структурной ликвидностью и слабой ресурсной базой. Эти хронические проблемы банков КРиУ вызывают еще большую обеспокоенность. Они проявляются, в частности, в:
• оппортунистической политике фондирования,
• низком качестве управления ликвидностью,
• несоответствии временной структуры активов и пассивов (долгосрочные активы финансируются за счет краткосрочных пассивов),
• высокой концентрации кредитных портфелей и ресурсной базы,
• недостаточности ликвидных активов,
• активном использовании ресурсов межбанковского рынка и других оптовых источников фондирования, доступность которых сильно зависит от фактора доверия,
• а также в ограниченности и концентрированном характере источников поддержания ликвидности в чрезвычайных ситуациях.
Банки КРиУ практически не имеют гарантированных и безотзывных кредитных линий. Источники экстренного поддержания ликвидности связаны в основном с операциями РЕПО (продажи и обратной покупки) ликвидных активов (которые, однако, всегда предполагают дисконт к их балансовой стоимости), потенциально может быть использована и поддержка от центральных банков. Внутренние межбанковские рынки, на которых по-прежнему царит взаимное недоверие, сильно фрагментированы и невелики по объемам торгов. Эти рынки не способны обеспечить перераспределение ликвидности между банками, где она избыточна, и банками, где ее не хватает. Для банковских систем КРиУ, особенно России, характерны колебания уровня ликвидности под влиянием панических настроений, но в последние месяцы влияние этого фактора не было значительным: отмечался лишь небольшой отток средств со счетов в казахстанских банках, а также переток вкладов из одних банков в другие "в погоне за качеством" (как выражение стремления инвесторов к переводу средств в более надежные активы).
В Казахстане после значительного сокращения ликвидности в период с августа по декабрь 2007 г. ситуация немного исправилась, и сейчас может быть охарактеризована как приемлемая, однако ликвидность банковской системы все еще недостаточно устойчивая и менее благополучная, чем до середины 2007 г. (см. диаграмму 5). Ликвидность денежного рынка остается нестабильной, ставки на межбанковском рынке сильно колеблются и порой достигают 20% по кредитам "овернайт" (см. диаграмму 6), в то время как денежные резервы в пересчете на год фактически сократились. Недавнее улучшение ситуации с ликвидностью отчасти объясняется продолжающимся притоком денежных средств, обусловленным благоприятной ценовой конъюнктурой на экспортных рынках сырья, а также сокращением потребления импортируемых товаров и расходов на импорт. Монетизация и экспатриация части внешних активов, снижение инвестиционной активности в ряде секторов экономики (включая строительство и смежные отрасли и расширение деятельности иностранных компаний), продолжающаяся поддержка ликвидности со стороны государства и валютные интервенции, некоторое повышение доверия к банковской системе, возобновление роста клиентских средств, небольшие внешние заимствования и прямые иностранные инвестиции (в корпоративный сектор) также способствовали поддержанию ликвидности денежного рынка. Однако распределение ликвидности между финансовыми организациями остается крайне неравномерным: вклады населения "уходят" из банков, считающихся менее надежными, в банки, считающиеся более надежными. Чтобы предотвратить углубление экономического спада, правительство осенью 2007 г. выделило примерно 4 млрд долл. на цели завершения строительства квартир с долевым участием, а также на поддержку малого и среднего бизнеса и долгосрочных проектов, представляющих значимость с точки зрения диверсификации национальной экономики. К настоящему времени коммерческие банки получили из этих средств порядка 1 млрд долл. (основная часть перечислений была произведена в 1-м квартале 2008 г.).
Несмотря на неблагоприятные рыночные условия, банки КРиУ сумели рефинансировать часть своих внешних обязательств - прежде всего по внешнеторговым кредитам (относительно мало чувствительным к фактору доверия) и заменить часть внешнего долга с наступающими сроками погашения новыми заимствованиями, в том числе двусторонними займами и новыми депозитами, привлеченными от офшорных структур юридических лиц - резидентов. После того как рыночная ситуация начала ухудшаться, совокупные внешние обязательства казахстанских банков в абсолютном выражении уменьшились не очень критично. Во 2-м полугодии 2007 г. они сократились менее чем на 1 млрд долл., хотя общая сумма внешнего долга, подлежащего погашению в этот период согласно условиям договоров, превышала 8 млрд долл. Для российских и украинских банков условия рефинансирования были еще благоприятнее. Чистый прирост банковского внешнего долга за последние пять месяцев 2007 г. составил в России около 25 млрд долл., в Украине - 6 млрд долл. Однако в украинском банковском секторе из-за нестабильных условий рефинансирования в первые два месяца 2008 г. отмечалось нетто-сокращение внешних обязательств (примерно на 2 млрд долл.). Банки КРиУ пока мало используют секьюритизацию, поэтому риск негативного влияния спада в этом сегменте финансового рынка на их обеспеченность ресурсами невысок. Банковские системы продолжают получать прямые иностранные инвестиции, что также благоприятно отражается на их ликвидности (см. табл. 2). Ввиду непростой рыночной коньюнктуры можно предположить, что отношение правительств всех трех стран к вопросу увеличения иностранного участия в банковском секторе станет более позитивным, чем ранее.
Согласно данным на 30 сентября 2007 г., совокупные обязательства казахстанских банков по выплате внешнего долга в 2008 г. составляют по основной сумме долга почти 11 млрд долл. (порядка 11% активов банковской системы Казахстана) и по процентам - почти 3 млрд долл. Кроме того, 5 млрд долл. по основной сумме долга и 2 млрд долл. по процентам предстоит выплатить в 2009 г. (без учета возможных новых заимствований)
Хотя центральные банки России и Казахстана в последнее время смягчили условия рефинансирования обязательств банков, пулы ценных бумаг, принимаемых в обеспечение сделок РЕПО с центральными банками (основной государственный инструмент поддержания ликвидности банков в Казахстане, России и Украине), остаются довольно ограниченными. По нашим оценкам, пулы ценных бумаг, принимаемых в обеспечение сделок РЕПО с центральными банками, на сегодняшний день составляют в России около 30 млрд долл. (примерно 3,5% активов банковской системы), в Казахстане - 3 млрд долл. (порядка 3% активов банковской системы) и в Украине - около 2 млрд долл. (примерно 1,5% активов банковской системы). Кроме того, НБУ регулярно предоставляет украинским банкам бланковые, необеспеченные кредиты, а Банк России позволяет российским банкам рефинансировать свои обязательства за счет некоторых неторговых активов или под гарантию одного из 51 уполномоченных банков. Все три центральных банка проводят валютные свопы, помогающие поддерживать ликвидность в банковском секторе, хотя в Казахстане объем этих свопов не может превышать 70% обязательных резервов и средств, имеющихся на корреспондентских счетах банков в НБК. Российское правительство также рассматривает возможность размещения в банках страны части средств государственного казначейства, бюджетного профицита и нераспределенных средств институтов развития. Ожидается, что первые такие размещения могут быть произведены во второй половине апреля 2008 г. Общий объем этих средств может достичь почти 600 млрд руб. (25 млрд долл.), а право на их размещение получат примерно 25 наиболее надежных банков страны при условии, что сумма размещения не будет превышать в среднем 40% их собственного капитала, или примерно 5% активов (что не так много). Кроме того, ВЭБ предлагает разместить на счетах в коммерческих банках до 25% средств пенсионных фондов (около 90 млрд руб., или 3,6 млрд долл.).