Китайский подход - это туризм с элементами альпинизма. Кроме вершины в таких случаях можно увидеть много красивого и нового - это плюсы. А за тем, у любящих ходить остаются силы, чтобы просто пешком зайти на вершину - это здорово. Никого из участников не утомили ни подход, ни отход, хотя они и были длинными.
А мы (четыре человека во главе с Дэном Щербиной) - уже не участники, значит? Ладно, хрен с ним, гиды. Кто добровольный, за саму возможность восхождения, кто за деньги.
Итак, я знаю эмоции некоторых альпинистов, которых утомили подход, неудавшиеся погодные условия, вызвавшие крушение ледопада и небольшие лавины (к стати, 20 августа - единственный день, когда всё это происходило).
Г-н Ковшерев, у меня уже не осталось цензурных слов.
Сколько раз вам повторять, что у мероприятия просто не было того, что называют запасом прочности? Я не знаю, чего у вас там на подходах было, возможно, все шоколадно прошло. Я сужу только по тому, в чем сама участие принимала.
1. Погода. Да, времени на отсидку и выжидание просто не было. Если бы выходили рано и шли в хорошем темпе малой группой, то все было бы безопасно - с утра склон был вполне себе ничего. Но вот потом... я просто с ужасом смотрела на раскисающий на глазах снег. Слишком большой склон. Слишком крутой. Нам всем _очень повезло_, что лавины сошли из-под первого. Если бы рвануло чуть позже, вполне возможно, что перила бы просто не выдержали. И насчет того, что лавины были небольшие, тоже мне не говорите - даже небольшая масса мокрого снега способна закатать человека так, что фиг откопаешь потом. А там лавины ооочень приличные были, всем хватило бы, если что.
2. Веревки. Веревок было 450 метров. И их не хватило. И мы чуть ли не час сидели наверху на выполаживании, ожидая, когда очередной кусок поднесут. И выбрали все связочные веревки, чтобы пройти тот последний участок перед выходом на гребень. Все это надежности восхождению не добавило.
3. Ледопад. Тут, впрочем, я могла бы и предвидеть - ведь я уже видела такое в начале августа 2004 года на Южном Иныльчеке, когда после сравнительно теплого дня даванула холоднющая ночь, и на максимальном перепаде температур сошел ледовый обвал между первым и вторым лагерем... Сколько тогда человек погибло, 15? Предчувствия были, да, подсознание ворошилось... но, елки-палки, я была просто убаюкана вашими заверениями, что маршрут безопасен! А про возможность убежать от ледопада и говорить смешно - эта зараза движется со скоростью курьерского поезда, в темноте ее не видно, а слышно становится только тогда, когда куски льда на голову падать начинают... Еще одно нехилое такое везение.
Про спуск с Сурового уже тоже сказали неоднократно.
Вы бы пошли?
Я - нет, даже если весь Талгар перилами увешают. Туда - ни под каким соусом. Теперь только на Барановского или через Йиньтау.