Прокат автомобилей
С прокатом автомобилей ситуация следующая... Автомобиль можно арендовать примерно тремя путями:
1.непосредственно в отеле;
2.через прокатную контору, рекомендованную гидами встречающей фирмы;
3.в прокатной конторке, найденной самостоятельно где-нибудь недалеко от отеля.
Первые два варианта - предпочтительнее. Хотя с точки зрения соотношения цена/качество предпочтительнее именно второй вариант - надежная прокатная контора, рекомендованная встречающей фирмой. Многие туристические фирмы сотрудничают с прокатными конторами и при этом, во-первых, более или менее отвечают за то, что фирма солидная, а во-вторых, заставляют прокатчиков давать своим клиентам какие-то скидки.
Проще всего брать машину прямо в отеле. И это будет максимально дорого. Например, "Форд Фокус" может обойтись аж в $85 в сутки. Впрочем, это максимальная цена в другом отеле тот же "Фокус" можно взять за $65.
Плюсы аренды машины прямо в отеле следующие:
полная страховка;
заказывать машину можно непосредственно перед поездкой - например, вечером заказали, утром взяли;
автомобиль будет почти новый и в хорошем состоянии, причем его можно осмотреть заранее;
выбор машин обычно немаленький;
возвращать машину нужно, разумеется, в отель.
Минус только один - дорого. Впрочем, такую же машину с тем же пакетом услуг в туристических районах вы вряд ли найдете дешевле, чем за $60 в сутки, а если автомобиль берется на один день, то разница получается несущественной...
Второй вариант - аренда автомобиля через прокатную контору, рекомендованную гидом, - довольно сильно зависит от самой прокатной конторы. Но, судя по собранным сведениям, здесь немного шансов напороться на нечто неудобоваримое. Обычно это вполне добротная контора, представитель которой приезжает в отель с буклетом, и в результате состоявшегося доверительного разговора вы оговариваете условия, выбираете автомобиль, и его в назначенное время доставляют в отель. Сдавать машину можно также в отеле, заранее договорившись с прокатчиком о времени. Основной плюс здесь - цена заметно ниже, долларов на 15-20 в сутки, если речь идет о С-классе. А если брать дорогую машину, то разница будет весьма ощутима.
С мелкими конторками, обнаруженными самостоятельно, нужно держать ухо востро. Цены они, как правило, предлагают весьма привлекательные, однако за этим стоит:
отсутствие страховки или ограниченная страховка, в которую не входят какие-то категории;
выдаваемый напрокат автомобиль будет иметь на спидометре порядка сотни тысяч километров прокатного пробега, то есть машина будет в ужасном состоянии.
Излишне говорить, что ездить без страховки категорически не рекомендуется, потому что в случае, не дай бог, каких-то инцидентов на вас могут повесить весьма серьезные суммы компенсаций как пострадавшим, так и страховой компании (если вы виноваты в произошедшем), причем из страны, пока вы не уплатите долг, не выпустят. прецеденты были неоднократно
Что делать, если вы все-таки решили сэкономить и взять машину напрокат в какой-то подозрительной конторке? Прежде всего отдельно оговорить страховку all casco, то есть страховки самого прокатного автомобиля и гражданской ответственности в случае каких-то инцидентов. Причем бумага должна быть двуязычной (на турецком и, например, английском), и нужно обязательно проверить правильность заполнения данных автомобиля и клиента (вас), а также внимательно прочитать, что именно входит в страховку, потому что фраза "all casco", даже если она там явно фигурирует, может означать достаточно различные понятия.
Отдельно обратите внимание на пункты, в которых перечислено то, что в страховку не входит. Дело в том, что даже в "all casco" очень часто отдельным пунктом пишут, что ветровое стекло и шины - это ваша забота. То есть если камешек отскочит в стекло и там возникнет трещина, то с вас за это стекло могут содрать вполне немаленькие деньги. Поэтому имеет смысл требовать, чтобы к страховке был добавлен соответствующий пункт о том, что это все тоже покрывается страховкой - хотя бы и за дополнительные расходы.
Цены на прокат (включая страховку) сильно зависят от района. В Белеке они будут самыми высокими. В Сиде, Кемере, Алании - немного пониже. В менее популярных районах можно, как говорят, взять вполне неплохую машину (тот же "Фокус" или "Фольксваген Поло") со страховкой за $35-40. Единственное - как почти везде в Турции - нужно торговаться. Нередки случаи, когда первоначально запрашивают, например, $55, а в процессе торговли можно сбить цену до $40. Только, перед тем как платить деньги, обязательно требуйте показать вам автомобиль, чтобы не подсунули какого-нибудь убитого уродца - это бывает довольно часто, когда речь идет о мелких конторах.
Традиционные предложения в маленьких конторках - "Рено Клио", "Рено Символ", "Хюндай Акцент". В отелях - "Хюндай Акцент", "Форд Фокус", "Фольксваген Бора". Но, конечно, можно найти самые разнообразные варианты - было бы желание...
Еще один важный момент, касающийся проката. Как правило, машину дают с почти пустым баком. Причем если в отеле под "пустым" понимается состояние бака, которое было в момент возвращения предыдущего клиента (при этом бак может быть заполнен и до четверти - это как повезет), то в мелких конторках автомобиль выдается с баком, в котором болтается буквально пара литров (даже если от предыдущего клиента останется какой-то бензин, они его сольют в канистру), поэтому вам лучше заранее выяснить, где ближайшая бензоколонка, чтобы не попадать в дурацкие ситуации.
Бензин в Турции сейчас очень дорог - практически два доллара за литр. Если кататься активно и с хорошей скоростью, то уходить его будет литров 50 в день (у меня примерно так и получалось), поэтому, рассчитывая траты на прокат, сразу прибавляйте еще сто долларов в день на бензин.