Давайте рассмотрим два рассказа о сотворении мира из Библии, книги Бытие.
ОБЩИЙ ОБЗОР
1) Бытие 1:1-2:3. Автор - "жрец". Поздняя традиция о семидневнем творении, полемизировавшая с более древней яхвистским мировоззрением
Стиль - небесный, поэтический, формулятивный, возвышенный.
Бог, названный "Элохим" все 35 раз, абстрактен, отстоит в стороне от сотворения и не вступает с ним во взаимодействие.
2) Бытие 2:4-23. Автор - "яхвист". Более ранняя традиция, рассказывающая об Эдемском Саде.
Стиль - приземленный, сказочный, содержит диалоги. Используются игра слов и намеки.
Бог Яхве, названный "Яхве Элохим" все 11 раз, антропоморфен, общается и взаимодействует с творением.
(Кстати, конструкция "Яхве Элохим" более нигде не встречается в Пятикнижии, хотя в нем говорится "Яхве" более 1800 раз. Это дает основание предполагать, что поздние редакторы, совместившие две разные традиции в одном свитке, решили таким образом смягчить переход от жреческого источника к яхвистскому.)
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Противоречие № 1. Очередность сотворения элементов живой и неживой природы.
1) Бог создает ("бара" на иврите) небеса и землю, растения, животных, потом человека.
2) Яхве, т.е. божество имеет конкретное имя, формирует ("есер" на иврите) сначала мужчину из праха земного, затем растения, потом чтобы мужчине не было одиноко и имелась соответствующая помощь, Яхве образует ("есер") животных из праха, и на последок так как среди животных не нашлось достойного помощника для мужчины, из его ребра сконструирована ("бана") женщина.
Противоречие №2. Способы сотворения.
1) Бог создает все лишь посредством своего слова.
Бог создает все от хаоса к порядку, от начального состояния неразделенной водной бездны.
Человек создается как венец творения, по образу и подобию бога, и все его творение, включая человека, "есть хорошо".
Подчеркивается связь сотворения мира с ритулами - соблюдения Шаббата. Также описанные шаги по разделению мира демонстрируют жреческое мировоззрения отделения "святого от несвятого", "читого от нечистого" и т.п.
2) Яхве образовал мужчину из праха (видимо, руками как горшечник), вдунул жизнь в его ноздри, насадил Эдемский сад, взял и поместил мужчину в саду, заповедовал мужчине, образовал животных из праха, сконструировал женщину из ребра мужчины, ходил в саду, взывает к и разговаривает со своим творением, сделал одежды кожаные, выслал из сада.
Такой антропоморфизм божества присущ только Яхвистскому источнику, в жреческих текстах такое не встречается вообще.
Противоречие № 3. Состояние человечества.
1) Человечество богоподобно и хорошо.
2) Бог наказывает человечество именно за стремление уподобиться Яхве.
Противоречие № 4. Идеология процесса сотворения.
1) В начале сотворения присутсвует безформенная неразделенная водная стихия (водный хаос).
2) Сначала присутствует голая, безводная земля (как сухая пустынная местность Палестины), которую бог в дальшейшем орошает и насаждает/заселяет.
P.S. Конечно, это далеко не полный разбор - вкратце пробежался по вершкам.
Сообщение отредактировал Sapientiam: 17.11.2013, 02:51:40