Некоторые библеисты, опираясь на скудные, фактически никакие исторические данные на эту тему, полагают что образ Иисуса полностью миф. С моей личной точки зрения, создание "с нуля" такой подробной истории выглядит не менее невероятно. Кроме действительно мифических чудес и фактических несоответствий у авторов Евангелий, можно попытаться увидеть некую сюжетную линию, скрытую, но прослеживаемую по некоторым, на первый взгляд нелогичным второстепенным вехам, о жизни реального Иисуса.
Получается какой-то исторический роман с элементами детектива. Идея кстати не оригинальная, в сети есть подобные гипотезы.
Сначала Пилат. Этот префект успел убедиться в силе жреческой аристократии и в попытке их подчинить имел несколько серьезных конфликтов, эпизод со знаменами, ограбление храмовой кассы на строительство водопровода и еще несколько, после которых в Рим полетели жалобы и было разбирательство с императором, трудности со сбором налогов, многие иудеи отказывались от этого подстрекаемые главным образом саддукеями патриотами от жреческой верхушки. Намерение Пилата было нанести урон авторитету священников, решить вопрос с пополнением бюджета в пользу Рима и своих личных интересов, и естественно укрепить власть над Иудеей.
У Пилата очевидно были свои люди во всех провинциях с проримскими настроениями. В том числе Никодим из фарисеев в Галилее, а также его хороший знакомый, знатный и богатый Иосиф из Аримафеи, который был другом Пилату (согласно апокрифическому Евангелию от Петра).
Как возбудить ненависть иудеев к священникам? Это сложно. Но недавняя казнь Иоанна Крестителя, вызвавшая лютую ненависть народы к Ироду, подсказала Никодиму идею. Для этого нужен был любимый в народе и авторитетный пророк. В поле зрения Никодима попал проповедник идеалист Иисус из Галилеи с немногочисленными учениками, и пользующийся популярностью. Он встречается с ним несколько раз. Затем делится планом с Иосифом Аримафейским. Последний заручается поддержкой Пилата.
Никодим и Иосиф встречаются с Иисусом на горе (Петр называет их Илией и Моисеем, но 100% можно быть уверенным что он в лицо этих патриархов не знал и Иисус не подтвердил его догадки, только бросил загадочно, "Илия придет прежде и все устроит"). Иисус строго запретил Петру Иакову и Иоанну об этой встрече кому-либо. С того времени он дает ученикам понять что вскоре Сын Человеческий будет казнен, а на третий день воскреснут. Ученики его явно не понимают, "как это воскреснуть из мертвых?" Иисусу могла быть предложена сделка создать государственную поддержку в распространении его учения по всей Иудее, за некоторые услуги с его стороны. Иисус решился пойти на сделку с совестью и уговаривает близких (трех) учеников не бояться "сберегший душу свою потеряет, а потерявший душу ради меня сбережет".
Для явного общественного признания Иисуса как пророка, говоря по современному устраивается пиар, предварительно отправляются "70 мужей" в те города, которые Иисус собирался посетить, подготавливали чудеса и распространение слухов в народе.
Приезд в Иерусалим был явно спланирован. Ученики пошли по приказу учителя и взяли осла в условном месте по условной фразе "животные угодны Господу". Просто так им бы никто ничего не дал, дорого тогда стоили ослы. Толпа в которой были нанятые мужи организовали бурный прием с пальмовыми листьями и одеждами на земле. Причем Иерусалимские недоумевали "Кто сей?", на что получали ответ от знающих мужей "Иисус".
Никодим, как фарисей, был организатором всех деталей, как разбирающийся в книгах и вопросах по мессиям, Иосиф оказывал финансовую поддержку.
Следующая акция Иисуса разгром у храма меняльных и торговых столов. Что такое храм в Древней Иудее? Это и нацбанк, гохран и налоговый комитет в одном лице, с усиленной охраной. Попробуйте ворваться в Народный Банк с пучком верёвок, перевернуть столы менеджеров, а на следующий день заявиться, и как ни в чем не бывало и учить всех жизни. А Иисус так и сделал. На что у жрецов был резонный вопрос "Какой властью ты это делаешь?", хотя уже догадались откуда может идти такая мощная поддержка, явно без Пилата не обошлось. Естественно разраженные они хотят схватить и расправиться с Иисусом.
Тут вступает в игру Иуда. Иосиф организовывает им дом для пасхального ужина. Как в детективе, человек с кувшином, ученики идут за ним говорят условную фразу, хозяин дома показывает им организованную комнату и сам удаляется. Иуда единственный ученик не из Галилеи, так что выбор был не случаен. После куска хлеба он идет выполнять приказ "делай что должен". После чего вся группа удаляется в сад, Иуда знал об этом заранее, потому что привел стражников именно туда, а не в явочный дом откуда вышел. Стражники священников хватают Иисуса. Петр отрубает ухо рабу для верности, кровопролитие это уголовщина, и дело должно было попасть Пилату, а не закончиться внутри Синедриона.
Разгневанные жрецы приводят Иисуса к Пилату требуя казнить, думая что раскусили игру префекта. Пилат издевается "не Царя ли вашего казню?" Далее Иисуса распинают в окружении воинов, народ смотрит издалека, учеников нет, они знают что дальше о деле позаботятся без них. Спустя три часа Иосиф идет к Пилату с просьбой отдать тело. Пилат удивляется что так рано (Мк 15:44), (не заподозрят ли).
Пара товарищей Иосиф и Никодим уносят тело в склеп (удачно купленный Иосифом накануне) недалеко от места казни, накрывают тело просто покрывалом и задвигают камень, женщин отправляют домой чтобы вернулись в понедельник довершить обряд. (Именно поэтому женщины пришли к склепу с благовониями.) У этой парочки была вся ночь чтобы перенести Иисуса и оказать медицинскую помощь. Иудеи могли бальзамировать разве что знатных царей, по закону такое не предусмотрено, и уж точно не казненного преступника. Алоэ (100 л) тут нужен был как антисептик.
Дальше. Иисуса пару раз с большим перерывом показывают ученикам на очень короткое время. После физических и моральных мучений (у Пилата он ясно понял что дело было не в его учении, а его использовали как пешку в политической игре, из-за которой от пошел на сделку с совестью), он мог категорически отказаться от дальнейшего сотрудничества. И был устранен, так как представлял смертельную опасность для Никодима с Иосифом (если бы раскрыл всем, чем они занимались).
На роль Иисуса был поставлен другой человек. Видимо не очень удачно. Ученики его в упор не узнают, (неоднократно) даже шагая с ним и разговаривая целый день до Галилеи. После чего его окончательно отозвали, а проект закрыли.
История не имела большого шума. Пилат мог получить небольшие уступки от священников. В жизни Иерусалима это событие было мимолетным и быстро забылось на фоне прочих более громких событий.