Но это делали далеко не все. Многие из дольщиков просто играли на рынке. Покупали и продавали квартиры, покупали три, чтобы в двух поселить квартирантов, и за счет них оплачивать ипотеку. Но в большинстве случаев люди стремились резко улучшить свои жилищные условия. Например, из двухкомнатной «хрущевки» сразу переехать в пятикомнатную квартиру в престижном жилищном комплексе.Это еще раз объясняет, почему на постсоветском пространстве дикой популярностью пользуется телепроект «Поле чудес». Люди из совка хотят сразу и все. Люди же на Западе точно знают, что за «сразу и все» нужно слишком много заплатить.
Но и там далеко не все. Кризис начался в США, когда темнокожие американцы стали активно потреблять взаймы, забыв об уровне своей платежеспособности. Но ведь и там житель Гарлема прекрасно понимает, что не может в одночасье стать владельцем элитного особняка, к примеру, в Майами.
Если же вернуться к отечественным дольщикам, то суть их проблемы в том, что их просто кинули. Государство кинуло, когда призывало брать ипотеку и ничего не бояться. Строительные компании кинули, когда воспользовались слабым контролем со стороны государства. В качестве жертвенной овечки оказались дольщики, так как при любом раскладе они — крайние.
Кризис все же вынудил государство заняться проблемой дольщиков. Последние сильно нервничали. Государство стало выкупать недостроенное жилье, достраивать и заселять. Почему оно это делало? Мне сложно поверить в то, что в глубине души оно разделяло часть ответственности за судьбу дольщиков. Но, иногда ведь бывает, что совесть просыпается. Возможно, это тот самый случай.
Правда, в соучастии государства к проблемам дольщиков есть небольшой, но крайне странный нюанс. Дома достраивались также за счет тех, кто в долевом строительстве не участвовал, но имел неосторожность аккуратно платить налоги. Хотя к схеме, когда государство за счет общих денег закрывает свои косяки, пора бы и привыкнуть.
А деньги ведь немалые. Всего на решение проблемы дольщиков с 2007 года было потрачено 464,3 млрд тенге, из которых 11% почему-то не успели освоить. Кстати, на этот довольно сложный вопрос отвечать будет не Карим Масимов, который ушел, а Серик Ахметов, который пришел. Новому премьеру не позавидуешь: нужно найти тех, кто ответит за две первые госпрограммы, а также, если найдется время, подсчитать точное количество квадратных метров.
Еще одна головная боль Ахметова — это третья госпрограмма на 2011—2014 годы. Государство, наконец, врубилось, что бесплатная раздача квартир стимулирует коррупцию, местничество и остальные не очень хорошие вещи. Теперь за все жилье населению придется заплатить. Это называется строительство кредитного жилья через местные исполнительные органы с их реализацией через «Жилстройсбербанк».
Как обычно, в выигрыше «Жилстройсбербанк» (увеличение уставного капитала на 57 млрд тенге) и банки второго уровня (докапитализация на 6 млрд тенге). Как обычно, в проигрыше категории населения, которые могут получить жилье. Они, напомню, всегда крайние.
При этом чиновники не забыли и о себе, родимых. И посему ввели в программу так называемое «коммерческое жилье». Им ведь тоже надо детей-внуков жильем обеспечить. К тому же вид из особняка на Лазурном берегу уныл и скучен, тогда как на реку Ишим в Астане — весел и бодр.
А между тем, ни по первой, ни по второй госпрограммам жилье так и не стало доступным. Все уперлось в высокие процентные ставки, измеряемые двузначными цифрами. Третья, а это уже видно невооруженным глазом, исключением стать не может.
Все программы, убежден, писались под копирку с мирового опыта. Не представляю, как наши чиновники этот самый мировой опыт анализируют, но выводы и принятые на их основе решения почти всегда получаются странными. То штрафы за нарушение ПДД задерут на уровень развитых стран Европы, то тарифы сделают такими, что платить их, не плача, может только Мэрдок. Поэтому население вынуждено давать взятки дорожным полицейским, а часть доходов — за коммунальные услуги. Если в ближайшее время власти все же резко поднимут, как и обещали, тариф на питьевую воду, то вслед за ним, как у нас всегда бывает, подтянется все: и свет, и газ, и уборка мусора. То есть «часть доходов» может составить приличную сумму. Как в Европе, половину доходов. Но половина там, и половина — здесь, понятия несопоставимые.
Прежде чем копировать с мирового опыта, нужно понимать главное: никакой даже самый лучший опыт в наших полевых условиях не работает.
Да, ну ее, половину! Давайте остановимся на цене ипотеки. Не могут не вызывать умиления прошлогодние расчеты министерства экономического развития и торговли. Особенно та его часть, где дается оценка средней стоимости 1 квадратного метра нового и старого жилья. Соответственно, 156 тыс. тенге и 113 тыс. тенге. При этом прошлогодняя среднемесячная официальная зарплата составила 89 тыс. тенге, а реальная среднемесячная зарплата — 53 тыс. тенге.
Причем, министерские аналитики, рассчитывая возможности населения, взяли реальную среднемесячную зарплату. Согласно их выводам семья из 4-х человек (двое работающих) имела ежемесячный доход в размере 106 тыс. тенге. Как оказалось, такой семье на стандартные нужды нужно 64 тыс. тенге, а 42 тыс. тенге — это излишки, которые можно направить на выплаты по ипотеке. Было бы очень интересно узнать, как, например, глава минэкономразвития, если у него еще трое членов семьи, сможет уложиться в 64 тыс. тенге на «стандартные нужды». Эксперимент был бы не только интересным, но и поучительным. Как говорил небезызвестный Михаил Горбачев, «перестройку нужно начинать с себя». Вот и посмотрели бы, как министр может прожить на 106 тыс. тенге в месяц, и откладывать при этом 42 тыс. тенге на ипотеку.
В подтверждение своих слов о недоступности жилья по третьей госпрограмме, снова сошлемся на расчеты минэкономразвития. Так, ежемесячный платеж для семьи из 4-х человек за квартиру в 40 квадратных метров в новом доме по ипотечному займу на срок 15 лет под 12% годовых составит 86 тыс. тенге. Это в 2,2 раза больше вышеуказанных излишков. Выплаты же по квартире такого же метража в старом доме составят 63 тыс. тенге в месяц, что в 1,6 раз больше излишков. Выход один: сократить метраж квартиры раза в два. Ведь всем известно, что с милым рай и в шалаше. Но вот незадача: кто такой шалаш в 20 квадратных метров построит?
С выводом аналитиков минэкономразвития о том, что 6 млн человек из 8,4 млн экономически активного населения не имеют возможности приобрести жилье на рыночных условиях, нельзя не согласиться.
На фоне такой печали вспоминаются формы и методы работы с населением банков второго уровня. Если в рекламных буклетах написано, что ипотеку можно получить под 9—10% годовых, значит, нужно ориентироваться на 12—18%. Что, кстати, очень напоминает карточную игру в «дурака»: побил не той картой, соперник не заметил, значит, соперник — дурак.
Нам и невдомек, почему в развитых странах мира из эффективной банковской ставки не делают большого секрета. Под мизерные по нашим меркам 4—5% годовых ипотеки немцы, голландцы и австрийцы думают месяцами, и еще не факт, что возьмут. Разница лишь в том, что там — рыночная экономика, у нас — развивающаяся. Как любят уточнять властиразвивающая-догоняющая экономика. Если немецкий банк лишится доверия клиентов, то не просуществует и месяца, обанкротится. Если казахстанский банк лишится доверия клиентов, то будет существовать еще долго, на крайний случай, поможет государство. На Западе государство банкам, скрывающим от клиентов эффективную ставку, помогать не станет, не тот случай.
В итоге получается, что на депозитах в банках второго уровня лежат миллиарды долларов, но у людей этих денег нет. А крышу над головой они хотят. Поэтому, несмотря на все предупреждения вчера, сегодня и завтра население будет лезть в ипотеку. С мыслью: лучше долго и мучительно, чем сразу и насмерть. В этом случае, человек выберет первое.