http://rus.azattyq.o...n/24176087.html
МИР / КАЗАХСКИЕ ДИАСПОРЫ
Бисенгул Бегдесенов стал "заложником" туркменских властей, говорит его сын
Майка с изображением осужденного в Туркменистане этнического казаха Бисенгула Бегдесенова с требованием его освобождения. Алматы, 16 мая 2011 года.
16.05.2011
Казис ТОГУЗБАЕВ
Сыновья Бисенгула Бегдесенова, осужденного лидера казахской диаспоры в Туркменистане, утверждают, что за отца требуют "выкуп". Гражданские активисты призывают Казахстан защитить Бегдесенова.
В понедельник, 16 мая, в Алматы двое сыновей Бисенгула Бегдесенова, этнического казаха, гражданина Туркменистана, лидера казахской диаспоры в этой стране, и представители гражданского общества Казахстана сообщили на пресс-конференции о том, что туркменские власти требуют от осужденного Бисенгула Бегдесенова выплату около 300 тысяч долларов.
Кроме того, они призвали казахстанские власти вступиться за Бисенгула Бегдесенова как за этнического казаха.
ТУРКМЕНСКИЙ «ЗАЛОЖНИК»
Амир Бегдесенов, сын Бисенгула Бегдесенова, попросил наше радио Азаттык слово «заложник» применительно к его отцу брать в кавычки.
– В принципе, он находится в положении «заложника», поскольку фактически за него требуют «выкуп» в 300 тысяч долларов. Но даже если мы за него уплатим эту сумму, то это не означает, что его тут же выпустят. Это означает, что его не посадят в тюрьму. Однако поскольку ему объявлено пять лет тюрьмы условно, то даже в случае выплаты 300 тысяч долларов
Амир Бегдесенов, сын осужденного активиста казахской диаспоры в Туркменистане Бисенгула Бегдесенова. Алматы, 16 мая 2011 года.
условный срок остается и все это время он будет оставаться невыездным, – говорит Амир Бегдесенов нашему радио Азаттык.
Амир Бегдесенов пояснил примененный им термин «выкуп»:
– По уголовному кодексу Туркменистана нет такой санкции, как обязать по суду выплату какой-то суммы. Есть санкция «конфискация имущества» при наличии соответствующих условий. Поэтому то, что его, согласно вынесенному приговору, обязали выплатить 300 тысяч долларов, в принципе незаконно. И в данном качестве оно больше походит не на судебную санкцию, а на незаконное требование выкупа.
Напомним, что в пятницу, 13 мая, лидер казахской диаспоры в Туркменистане Бисенгул Бегдесенов был осужден условно на пять лет тюрьмы. Его освободили из-под ареста прямо из зала суда в Ашгабате, сообщил тогда нашему радио Азаттык сам Бегдесенов.
Налоговые органы Туркменистана обвиняют Бисенгула Бегдесенова в мошенничестве и соучастии в даче взятки, но он отрицает свою виновность.
Правозащитная международная организация «Хьюман Райтс Вотч», базирующаяся в Нью-Йорке, указала Бисенгула Бегдесенова в списке туркменских активистов, арестованных предположительно по политическим мотивам.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Общенациональная социал-демократическая партия «Азат» планировала в понедельник, 16 мая, в Алматы провести у консульства Туркменистана акцию протеста против, по их мнению, незаконного ареста и судебного преследования «лидера казахской диаспоры Туркменистана, делегата 4-го Всемирного курултая казахов Бисенгула Бегдесенова».
Однако эта акция была отменена. Как пояснил Амир Бегдесенов журналистам, прибывшим к консульству Туркменистана в Алматы, необходимость проведения этой акции отпала, поскольку его отец, Бисенгул Бегдесенов, освобожден из-под ареста.
Тем не менее представитель Общенациональной социал-демократической партии «Азат» Маржан Аспандиярова сообщила 16 мая журналистам на пресс-конференции в Алматы, что письмо на имя президента Туркменистана в защиту Бисенгула Бегдесенова подписали многие известные общественные и политические деятели, а также представители многих казахских диаспор.
После этого Маржан Аспандиярова подвергла резкой критике позицию Всемирной ассоциации казахов, представители которой не подписали данное письмо, а также не посчитали нужным проявить инициативу, чтобы принять участие в данной пресс-конференции, хотя эта организация и пригласила Бисенгула Бегдесенова делегатом на Четвертый Всемирный курултай казахов, который ожидается в Астане с 25 по 27 мая.
Амир Бегдесенов попытался смягчить критику Маржан Аспандияровой в адрес Всемирной ассоциации казахов, назвав эту организацию «специфической»:
– Ее специфичность заключается в том, что ее председателем является президент Нурсултан Назарбаев, и поэтому позиция этой организации выглядела бы как позиция государства.
Алибек Бегдесенов, другой сын Бисенгула Бегдесенова, сообщил
Алибек Бегдесенов, сын осужденного активиста казахской диаспоры в Туркменистане Бисенгула Бегдесенова. Алматы, 16 мая 2011 года
журналистам, что он разговаривал с заместителем председателя Всемирной ассоциации казахов Талгатом Мамашевым.
– Талгат Мамашев мне сказал, что Всемирная ассоциация казахов является общественной организацией и поэтому она не имеет права давать свою оценку по событиям вокруг моего отца до тех пор, пока государство не даст официальную свою оценку, – говорит Алибек Бегдесенов.
В понедельник, 16 мая, наше радио Азаттык попыталось узнать позицию Всемирной ассоциации казахов в связи с судебным преследованием в Туркменистане гражданина этой республики этнического казаха Бисенгула Бегдесенова. С Талгатом Мамашевым в этот раз, как и 13 мая, не удалось связаться.
Вместо него нашему радио Азаттык ответила заведующая организационным отделом этой организации Ботагоз Уатхан:
– В связи с подготовкой к курултаю у меня сейчас вообще времени нет. Он является делегатом курултая. Однако он сказал, что у него забрали паспорт и
Люди в штатском фиксируют ход пресс-конференции в защиту Бисенгула Бегдесенова. Алматы, 16 мая 2011 года.
поэтому он не может прибыть на курултай.
Когда же ее репортер нашего радио Азаттык спросил, оказывает ли в настоящее время Всемирная ассоциация казахов помощь Бисенгулу Бегдесенову, Ботагоз Уатхан ответила:
– Мы написали письмо послу, в министерство. Домой к нему несколько раз звонили. Какая еще помощь нужна?
До посольства Казахстана в Туркменистане в понедельник, 16 мая, нашему радио Азаттык дозвониться не удалось.
Примечательно, что на пресс-конференции в Алматы 16 мая представителей СМИ было не так уж много. На этом фоне особенно заметно было присутствие людей в штатском, которые молча фиксировали на видеокамеры происходящее.