Про фармкомпании писать особо много не хочется – их сотни, они похожи друг на друга, и безжалостная война между ними не отличается, в общем, от войны, ведущейся в любой другой сфере, где крутятся большие деньги. Естественно, с некоторыми особенностями.
Как и в любой корпоративной войне, очень широко применяются следующие приёмы: заказные статьи на основании фальсифицированных научно-медицинских исследований, судебные иски, шпионаж.
В конечном счёте, всё крутится вокруг одного волшебного документа под названием «патент».
Суть: когда компания разрабатывает новое лекарство, и выводит его на рынок – затратив кучу денег, проведя массу испытаний, невинными жертвами которых пали десятки лабораторных крыс, собачек породы Биггль (редкостные симпатяги, их жалко больше всего), шимпанзе и, зачастую, людей-добровольцев – она становится единоличным производителем лекарства на десятки лет. Никто больше в мире не имеет права выпускать этот препарат.
Это, конечно, справедливо, поскольку иначе у компаний не было бы никакого стимула вообще что-то делать. Однако, срок патента ограничен. С того момента, как он закончился, препарат может делать кто угодно – естественно, под другим названием – это называется «дженерик». Таким образом, основная задача компании – отбить побольше денег, пока не закончился патент. Потом это уже бесполезно: оригинальный препарат не в силах справиться с десятком дешёвых дженериков, сколько представителей не нанимай. Некоторые компании, впрочем, упорно пытаются двигать оригиналы, и после окончания патентной защиты. Получается это у них, как правило, плохо.
Мировым лидером, как по доходам, так и по количеству совершаемых подлостей, за которые в приличном обществе принято бить по морде канделябрами, является американская компания «Пфайзер». «Пфайзер» – это, воистину, Майкрософт в области фармации – столь же могущественный, сколь и всеми ненавидимый. Олицетворение Америки, одним словом. В данный момент они сцепились с другой, не менее известной американской компанией «Эли Лилли» (кто из нас не знает, что такое «прозак»?). «Эли Лилли» (среди медиков достаточно популярно название «Хули-Мули») выпустила «Сиалис» – прямой конкурент пфайзеровской «Виагры». Сюда же недавно влез ещё и Байер со своей «Левитрой», забыв правило про двоих, которые дерутся… В общем, борьба за деньги импотентов идёт нешуточная, настолько нешуточная, что периодически эта борьба скатывается до уровня банальной грызни и склоки на местах, что вообще-то редкость – обычно до регионов долетают лишь отголоски канонады в виде ксерокопий заказных статей в руках медрепов с озабоченными лицами. А тут, говорят, доходит до того, что в отдельных городах пфайзеровцы прокалывают колёса у машин представителей конкурирующих компаний. Ситуация ещё более обостряется тем, что патентная защита Виагры заканчивается, а индусы уже потирают руки в предвкушении тех миллионов, которые принесёт им вялая эрекция, готовят производственные мощности и планируют бюджет под очередную армию страшных толстозадых тёток-медрепов.
Если прямых конкурентов нет, то можно сделать такой финт, как дискредитация собственного препарата. Вначале регистрируется похожий препарат, аналогичный по действию, но с небольшими изменениями в химической формуле, достаточными, чтобы получить новый патент. Потом пресса наводняется данными о том, что оказывается, верой и правдой служившее десяток лет старое лекарство – неэффективно, с побочными эффектами и вообще отрава. А новый препарат – лишён всех недостатков, и помогает намного лучше. И стоит дороже в полтора раза, естественно. В итоге, лечащие врачи всего мира переводят больных на новый препарат, старый снимается с производства, а репутация его после истечения срока патентной защиты оказывается настолько испорченной, что ни одна компания не берётся за производство дженериков; монополия сохраняется ещё на два десятка лет. Этот гениальный ход придумала компания Астра-Зенека со своим Нексиумом, и сейчас он взят на вооружение и другими компаниями.рлатан
Вопрос-кто шарлатан остается открытым, не так ли?
Сообщение отредактировал n.strela: 09.06.2011, 16:01:14