Пару лет назад, подобно грому среди ясного неба, на весь мир прогремела шведская трилогия снятая по мотивам бестселлера «Миллениум». К слову, до этого я ничего не слышал про сию единицу литературы, и весьма смутно представлял, есть ли вообще кинематограф в этой стране. Но зрители во главе с критиками рассыпались в комплиментах, даже при условии ограниченного проката, наработка говорила сама за себя, а исполнителей главных ролей так сильно возжелали в Голливуде, что я уже не мог жить спокойно, не ознакомившись с историей татуированной хакерши, которая в итоге произвела на меня положительное впечатление.
Глупо думать, что Финчер с его признанным талантом и послужным списком, вдруг решился покуситься на чей-то кусочек славы. Но об этом чуть позже, а пока мне нужно прояснить несколько важных моментов.
Нуми vs Руни. Самая большая оплошность — это сравнивать их. В нашем случае мы имеем дело не с ремейком, практически полностью копирующим оригинал, а с новым взглядом на литературное произведение с детальной переработкой. Нуми Рапас — это шведская Лисбет (простите, имя снимавшего ее режиссера мне ничего не дает), максимально холодная, со стальным взглядом и практически с полным отсутствием намека на чувства, что делает ее немного пустоватой. В завершении фильма, она летящей походкой вышла из лимузина и отправилась наслаждаться нажитым имуществом. Финчер заглянул гораздо глубже в душу своему татуированному детищу, при этом, не изобретая велосипеда, а просто следуя тексту книги. Чего только стоит заключительная сцена, полностью отображающая внутренний мир Саландер, которая, несмотря на все, что с ней произошло, сумела открыться для своей странной, но все же любви, принесшей ей очередную порцию боли. Но при этом, режиссер, ни капельки не умаляет количества стали в нервах и сознании Лисбет, оставляя именно за ней, а не за Блумквистом, позицию «мужика».
Прекрасным новогодним подарком для меня стал Дэниэл Крэйг, каким он был в начале тысячелетия: постепенно отошедший от артхауса, вкусивший разумную порцию Голливуда, но еще не опустившийся до трэша. Другими словами, передо мной были одновременно Джо из «Терпеливой любви» и главный герой «Слоеного торта». Созерцание такого образа было эстетическим удовольствием. Не буду замалчивать, что в финале его с легкостью переиграл Стеллан Скарсгард, но на то была воля автора книги, все повествование удерживавшего Микаэля Блумквиста в определенных рамках, тем самым лишив Крэйга возможности полностью себя проявить.
Самые первые события на экране я уже воспринимал в предоргазменном состоянии, ибо то, что подарил нам Финчер в начале — это за гранью добра и зла. Безумно прекрасная абстракция под кавер на Led Zeppelin, коей были оформлены имена создателей, выбрасывает в зал столько энергии, что ее хватает до конца сеанса. Черт подери, Дэвид выдержал все 160 минут действия в превосходном стиле, не размениваясь на лишний эпатаж, в определенные моменты, превращая историю в прекрасное камерное зрелище.
Швеция или Голливуд, тут уже личное дело каждого. Для меня — это две абсолютно разные трактовки. Конечно, если быть до конца честным, чаша весов склоняется в сторону Финчера, отнесшегося к тексту книги с большим уважением, заглянувшего гораздо глубже, представившего более целостный и исчерпывающий образ Лисбет Саландрер. Но это отнюдь, не умаляет заслуги шведских киношников. Знаю одно: когда я в следующий раз вспомню про девушку и ее татуировки, я посмотрю обе картины.