Вышла статья по теме приюта, см ниже.
Аргументы и Факты Казахстан (Алматы), № 47 (1672), 21.11.2012г.Отец Софрони и все, все, все... /Юрий Киринициянов/Для кого православный священник стал неудобной фигурой?
В прошлом номере мы с Генеральным консулом Российской Федерации в Алматы Виктором Завьяловым обсуждали ЕКП - единое культурное пространство между Казахстаном и Россией. Как известно, религия - часть культуры. На этот раз мы решили сосредоточиться на личности одного человека, который несёт слово Божье в одном из приходов Алматинской области.
Успешный менеджер?
- Дикая выходка дамочек в храме Xриста Спасителя показала, что российское общество неравнодушно к церкви. Лишний раз мы уяснили, что религия - это неотъемлемая часть культуры. Конечно, к Казахстане Русская православная церковь чувствует себя вполне комфортно. Никто не пытается организовать «параллельные структуры», как на Украине. Но внутри церкви порой неоднозначные процессы. Да и споров хватает. Как, к примеру, отнестись к отцу Софронию, который в одном из приходов Алматинской области, в посёлке имени Туйменбаева, занялся «не своим делом» - как считают его оппоненты. Вместо того чтобы молиться и читать проповеди, он развернул масштабную стройку. Возведены дом престарелых и детский приют...
- Не своё дело? Я так не думаю. Во-первых, работает священник в буквальном смысле без сна, без продыху. О молитве, о нуждах прихожан не забывает. Во-вторых, там строится новая церковь. А что касается дома престарелых и детского приюта... «В этом соседстве видится и логика, и высокий смысл», - уверяет отец Софроний. И я склонен с ним согласиться.
Благотворительность- давняя традиция Русской православной церкви. А главное: одинокие старики и дети-сироты поддерживают друг друга. И это, заметьте, всё на пожертвования соотечественников, на деньги казахстанских
компаний и российского
бизнеса. Ни одного тенге из государственного бюджета Софронию не перепало. При этом отец Софроний не почивает на лаврах. Сейчас задумал возвести мастерские для ребят. И уже стоят стены здания. Сбербанк принял решение оплатить кровлю.
Нельзя сказать, что общественность не замечает усилий пастыря. Об отце Софроний и его православном комплексе (а как это ещё назвать?) часто пишет пресса, и, как правило, весьма благожелательно. Но, на мой взгляд, недостаточно глубоко.
Я встречался с этим необычным священником не раз. И вот какое мнение у меня сложилось. Таких людей, как отец Софроний, сегодня, увы, не много. Если он берётся за что-то, то старается предусмотреть всё - от и до. Говоря современным языком - он успешный менеджер. Под благое дело он сумел привлечь колоссальные инвестиции. Чтобы поддерживать это хозяйство, нужны немалые средства. Необходимо накормить, одеть, обуть детей и стариков. Уж не говорю о коммунальных расходах.
Я бы обозначил суть происходящего в посёлке Туйменбаева так: это социальное явление, это ростки гражданского общества. Отцу Софронию удалось собрать вокруг себя группу благотворителей-
бизнесменов. Среди них есть очень интересные личности, нередко с непростыми судьбами. Люди, много повидавшие и пережившие. Я вам скажу: не так просто убедить их вынуть из своего
бизнеса крупную сумму. У отца Софрония это получается. Встречаясь с ним, человек вспоминает простые истины. Такие слова, которых мы почему-то порой стесняемся - «мораль», «нравственность». В советское время мы уповали на чувство коллективизма. Но вот сменилась социально-политическая формация. Вместо «развитого социализма» -рыночные отношения и торжество демократии. Но вместе с этими, безусловно, позитивными изменениями индивидуализм провозглашён единственно верной идеологией. Принцип нехитрый: заработать кучу денег и наслаждаться жизнью. А на остальных наплевать. И вот на этом фоне в обществе безудержного потребления появляются успешные и богатые люди, которые прислушиваются к голосу совести, к своей душе. Помогают сиротам и старикам. А ведь это самые уязвимые слои нашего общества. Это в равной степени относится и к России, и к Казахстану. Да, скажем открыто: этих «ударников капиталистического труда» не так много. Но они есть. Их влияние на общество нельзя пока назвать определяющим. Но оно уже существует - вот главный урок происходящего в отдельно взятом сельском приходе Алматинской области.
- В таком случае почему же его не понимает паства? Ведь жалобы пишут во все инстанции - вплоть до патриарха Кирилла. Отца Софрония выставляют чуть ли не главным коррупционером всех времён и народов...
- Увы, приходится признать, что зависть и глупость никуда не пропали с исчезновением советской власти. Просто раньше писали кляузы в обком и в ЦК КПСС, а теперь - патриарху. Дело в том, что Софроний, как правило, не видит «живых» денег. Ему оплачивают счета. Или дают стройматериалы. Если бы хотя бы один из его партнёров заподозрил отца Софрония в корысти и нечестности, это бы тут же разнеслось по округе. И священник остался бы у разбитого корыта. Увы, так у нас порой заведено: рискует тот, кто занят делом. Сидел бы Софроний смирно в старой церквушке, молитвы читал да службу вёл - его бы никто не трогал.
Есть и ещё одна причина. Настоятель строг, порой излишне. У него практически армейская дисциплина. Но ведь дети у него тоже сложные. Раньше их называли «трудновоспитуемые». Из бедных семей, от родителей, отягощенных самыми разными
пороками.
«Там работать надо!»
- Может, батюшка слишком суров?
- Не думаю. Для меня показательна одна история. Как-то к нам в Генеральное консульство обратилась одна россиянка. У неё похитили документы и деньги. Или потеряла - неважно. В общем, женщина осталась без средств к существованию. В чужом городе. «Помогите, накормите, устройте». Мы ей помогли чем могли. Отправили запрос для восстановления документов. А пока предложили пожить в посёлке Туйменбаева. Она с радостью согласилась. И отец Софроний не возражал. Через несколько дней возвращается. Почему, спрашиваю. Ответ был просто потрясающий: «Так ведь там работать надо!». Оказывается, её попросили помочь на кухне. Не понимаю: что же в этом зазорного?! Поразительно, но даже в новые, достаточно суровые времена немало людей, которые живут с ощущением собственной исключительности. А ведь нужно прежде всего спросить самого себя: что лично ты сделал для своей семьи, для окружающих, для своей страны? Кроме того, что пил, ел, ходил на работу. Как правило, не перетруждаясь при этом. Понимаю, что вопросы эти из ряда риторических. Но всё же, но всё же...
Вот почему лично для меня история с тремя безбашенными девицами и атаки на отца Софрония стоят в одном ряду. Нападают не только на конкретного священника, а на православную церковь в целом. Её хотят загнать за церковную ограду. Чтобы священники венчали, читали проповеди, крестили, но при этом »открестились» от реальной жизни. Русская православная церковь сегодня заняла активную позицию. А это многим не нравится. Давайте представим себе: ну вот, добились кляузники своего. Епархия перевела Софрония в другой приход. Или вовсе - в Россию. Ну и кто от этого выиграет? Будут ли с такой щедростью давать средства другому священнику? А главное, захочет ли он сам заниматься всем этим хлопотным хозяйством? Боюсь, что нет. Поскольку пример отца Софрония будет перед глазами. В итоге стариков и детей придётся размещать в государственные учреждения. Приют придёт в запустение, и встанет вопрос: что с ним делать?
- А вам не кажется, что здесь не хватает недвусмысленной позиции руководителей епархии? Либо они говорят: отец Софроний, вы занимаетесь не своим делом. Мыслимо ли, чтобы священнослужитель, подобрав рясу, мотался по стройке и проверял качество цемента. Либо наоборот. Собирают священников и объявляют им: «Отец Софроний - молодец Будем распространять его опыт»...
- С моей стороны было бы некорректно что-то советовать иерархам. Одно могу сказать: я знаком с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Это чрезвычайно энергичный, образованный и культурный человек. И достаточно мудрый. Полагаю, они сами во всём разберутся. Что касается опыта. Я думаю, этим можно загубить хорошее дело. Отец Софроний - самоотверженный, поразительно работоспособный и увлечённый человек. Его опыт уникален. Нельзя требовать такой же самоотдачи от каждого священника. С другой стороны, наверное, и отец Софроний не без недостатков. Но у него недостатки - это продолжение его достоинств. При этом я бы чётко разделил: дело, которым занимается священнослужитель, и его характер. Наверное, ему не хватает терпения воспитывать своих помощников. Кого-то он выгнал за воровство, кого-то - за пьянку. Вот они-то и пишут, они-то и жалуются. Можно, конечно, пойти на поводу у кляузников. Но тем самым авторитету Русской православной церкви в Казахстане будет нанесён серьёзный ущерб. И - если вдуматься -двум нашим странам тоже...