В разных городах рождение ребенка отмечают по-разному. Например, в Актау привязывают мешочек с конфетками к хвосту первой попавшейся собаки и соседские дети гоняются за ней. Что-то это означает, точно не знаю. В Талдыкоргане видела, после праздника всем гостям раздают небольшой кусок ткани, полный сладостей, со словами: "тышып койды!!!" и ещё мужчина кричит в ухо ребенку его имя (хотя всегда думала, что это должен делать имам). В Караганде видела, что на 40 дней присутствуют только женщины. Расскажите как это происходило у вас? Какие ритуалы принято проводить и почему? Актуально в связи с тем, что нам скоро 40 дней. голова кругом, что и как надо делать...
Уф, вот уж правда, что-то новенькое )))
Насколько я знаю, день рождения ребенка у казахов принято отмечать после 40 дней с момента появления младенца на свет. Считается, что только по истечении этого периода ребенок достаточно приспособился к самостоятельной жизни. Понятное дело, смотреть на малыша до 40 дней никому не позволяется. Собственно, этот обычай действует не только у казахов. Хотя у некоторых народов трактуется он несколько иначе. А у медиков вообще на это имеется свое, чисто практическое мнение )
Итак, прошло 40 дней. Наступил день обряда «кыркынан шыгару». Это купание ребенка в сорока одной ложке воды. Приглашаются уважаемые пожилые и молодые женщины. Для этого заранее готовят чашу и ложку (по возможности, лучше приобрести новое). В эту чашу кладут сорок одну монету – символ богатства, сорок один кумалак – катышек (можно использовать сорок одну фасолину) символ сытной и долгой жизни – все тщательно промытое. Приглашенные гости, это женская половина родственников и друзей, с наилучшими пожеланиями младенцу, наливают сорок одну ложку воды в чашу, можно сказать, что они, тем самым, заряжают воду своей положительной энергией. Непосредственные участники церемонии (кто подстригает ногти, кто подстригает волосы, кто купает, кто вытирает и т.д) купают ребенка приговаривая заветные пожелания и наставления. Обязательное условие, чтобы при купании, омыть каждый участок тела ребенка, иначе участок, не смоченный водой, будет уязвимым и болезненным. Затем малыша осторожно поливают водой из чаши пожеланий, при этом неплохо, если на него вместе с водой посыпятся монеты и кумалак.
У ребенка подстригают волосы и ногти. И вот тут традиции разнятся. По одной версии, они зашиваются в кусок материи и пришиваются к одежде ребенка как оберег. По другой, они закапываются в землю.
После совершения обряда, монеты, чаша и ложка раздаются гостям как сувениры, чтобы и у них в доме была такая же радость, как рождение младенца.
Есть также поверье, что вода, в которой купали ребенка на «Кыркынан шыгару» – лечебная, и некоторое время ее можно использовать для протирания лица малыша, когда он плохо спит или беспокоится (воду нужно немного подержать в ладони, чтобы она прогрелась). После проведения обряда накрывается дастархан, подаются угощения гостям, а участников церемонии обряда одаривают подарками. И вот тут - мясо, конфеты - пожалуйста. Только конфеты лучше скушать самим и угостить ими гостей, а не привязывать к хвосту бедному животному