Спастись от революции
Утром 6 апреля жители Жамбылской области инженер-наладчик Олег ПЕРШИН, механик Сергей МАЛЫШЕВ и электрик Виктор МОГИЛА выехали на своем транспорте в киргизский город Кызыл-Кия для отладки оборудования тамошнего цементного завода. Проехали Таласскую область, а перед Джалал-Абадом их остановил милицейский патруль.
Олег: Мы поинтересовались, в чем причина остановки, а нам в ответ: “Нестабильная политическая ситуация”. Мы, признаться, удивились: уж на что, а на “политическую ситуацию” милиция обычно не ссылается. До места доехали спокойно, вечером из гостиницы позвонили домой и узнали от родных, что в Киргизии очередная революция. Включили телевизор - и правда: толпы воинственных людей, стрельба, избитый министр.
Сергей: На следующий день пришли на работу, завод гудит - обсуждает события. Настроение у людей близкое к панике - там среди работников много узбеков, таджиков. Все, конечно, помнили погромы и грабежи пятилетней давности и переживали, как бы все это не повторилось. А нас, казахстанцев, волновала одна мысль: как нам теперь отсюда выбраться. Вечером на завод пришли милиционеры, уже в гражданской одежде, и предупредили: “Ожидаются погромы. Усильте охрану предприятия”. Но руководство завода решило, что чем усиливать, лучше вообще убрать охрану - по крайней мере, люди останутся живы.
Сергей: От таксистов мы узнали, что единственная трасса Бишкек - Ош в нескольких местах перекрыта сторонниками оппозиции, и мы не считали безопасным проезд через эти толпы. Вообще было ощущение полной беззащитности и покинутости: власти нет, милиции нет, магазины забиты фанерой. Вокруг зловещая тишина. Возле неработающего супермаркета кучка местных жителей как бы в ожидании добычи. К нам на улице подошла группа молодых людей. Поинтересовались, кто мы и зачем здесь. Один из парней гордо ударил себя в грудь и патетически произнес: “Сейчас наше время - джигиттер!” После этих слов нам еще больше захотелось домой. Вечером мы позвонили родным в Тараз и попросили помощь.
-Сергей: Мы стали интересоваться у таксистов обстановкой. Они сказали, что народ подустал стоять на дороге и расходится. Однако по трассе носятся машины без номеров, и находящиеся в них люди грабят фуры и легковушки. Короче, революция не затихала, безвластие продолжалось, а Бакиев, как нам сказали, перебрался на юг - в Джалал-Абад. Дальше оставаться здесь было опасно, и мы решили с Божьей помощью пробираться к себе.
Олег: Выехали 13 апреля рано утром. Машин на дороге почти не было. На подъезде к городу Ош стоял блокпост. Нас остановили, осмотрели, сказали: “Будьте осторожны!”. Никогда так не радовался людям в погонах. Сейчас они были для нас олицетворением хоть какого-то порядка и спокойствия. Но после Оша ни одного милиционера мы уже не встретили. От Джалал-Абада пошли перевалы. На пути возник город Токтогул. Когда-то мы ездили в эти места отдыхать - на Токтогульское водохранилище. Сейчас увидели здесь большое скопление машин и людей. Внутри екнуло: ну, вот мы и попали. Но, к счастью, было не до нас - хоронили героев революции. Мы повернули в сторону Таласа, преодолели еще один перевал, по ходу обогнали две фуры с водителями-турками. На спуске должен был стоять блокпост. Вместо него мы увидели выломанный шлагбаум, оттянутый в поле вагончик, а в самом узком месте - три машины без номеров: два “мерса” и БМВ. Рядом стояли джигиты с не очень приветливыми лицами. Мы прибавили скорость до 180 км/ч и проскочили мимо них. И с грустью подумали о бедных турках, которые едут сзади на медленных фурах… Через несколько километров видим еще одну группу людей возле машин без номеров. Эти ребята оказались расторопнее: за нами тут же организовали погоню.
- Страшно было?
Сергей: Да уж, неприятное чувство, когда за тобой гонятся с явно недобрыми помыслами! Нас спасло, что мы были на джипе и смогли ехать с большой скоростью по разбитой дороге. В общем, утекли от погони. Заехали в село - там тоже похороны. При этом движение по сельской дороге было не просто интенсивным, а каким-то ненормальным: переполненные машины неслись по середине дороги, выезжая на встречку, и нам приходилось то и дело выруливать на обочину. Было видно, что и водители, и пассажиры попросту пьяны. В селах за Таласом мужское население тоже не стояло на ногах. Судя по всему, народ дружно обмывал революцию.
Олег: Бросилось в глаза, что жители этих сел внезапно разбогатели: в каждом дворе по две-три иномарки, да какие - “Фольксвагены Туареги”, “Ландкрузеры”, “Ауди”, БМВ, дорогие “мерсы”, причем многие без номеров. Мы, конечно, не стали задерживаться в этих селах. Когда подъехали к Кировскому водохранилищу, вздохнули с облегчением: до родины оставались считаные километры. Памятуя о недавнем ажиотаже в нашем городе, связанном с плотиной, вгляделись в нее попристальнее. Плотина как плотина, никаких изменений. И вот наконец граница. Киргизские пограничники, что называется, “выпали в осадок”, увидев нас. “Как вы вообще проехали?!” - “Вот так, проехали…” - “Ну считайте, что вам крупно повезло!”
Галина ВЫБОРНОВА,