Дин и суфизм - это разные понятия. Дин - это образ жизни для тех кто реально общается с Богом, ангелами, пророками, бывает в небесах и т.д. и т.п., то есть для такуа.
Суфизм - это духовная традиция для простых людей, которые хотят постичь Творца и приблизиться к Богу. Поэтому те, кто достиг определенного уровня в духовном развитии, создали свои методики духовного совершенствования, так появились тарикаты и шариаты.
В тарикатах главную роль играет учитель, который на духовном уровне воздействует на учеников и развивает их, как бы ведет их по лестнице вверх. Здесь играет роль личностый аспект ученика. Шейх заглядывает в Книгу Судеб и зная судьбу ученика, шейх (пир) в соответствии с инвидуальными особенностями ученика и его судьбы, шейх ведет его сообразно его (ученика) сущности. Поэтому один и тот же шейх может повелеть разным ученикам разные духовные практики. Может так случится, что дух какого-нибудь святого стать наставником, обычно святой полностью реинкарнирует в индивида. У казахов есть такой опыт, обычно казахи говорят "снизошел на него аруах".
Также были разработаны практики без учителя, то есть руководство по типу алгоритмов или своего программ поведения, которые нашли отражение в книгах по шариату. Его условно можно назвать Книжный путь. Своего рода руководство для всех. Тогда возникает естественный вопрос, как в учесть в шариате индивидуальные особенности ученика, если нет шейха (пира) и нужно заглянуть в Книгу Судеб и свериться с ним. Поэтому составитель шариата берет на себя ответственную задачу - создать общий для всех путь, и при этом должны быть учтены индивидуальные особенности отдельных индивидов. Может возникнуть вопрос, а может ли быть такой общий закон или путь который учитывает каждого в отдельности человека. Считается, что такое возможно, но не каждому под это под силу. Еще в 10 веке мусульманские продвинутые богословы решили, что ранние 4 шариатских правовые школы вполне могут быть общим руководством и с учетом особенностей судеб каждого индивида. Но шииты не соглашаются и считают, что отдельных индивидов не надо учитывать, пойдет общий закон и правила поведения.
Также книжные руководства для простых людей составлялись самим Богом, пророками, немусульманскими святыми и муджтахидами, жившие до пришествия пророка Мухаммада.
Книжное руководство для простых людей, написанное Богом, посылалось только евреям, отдельному избранному народу. Тора - это руководство для евреев. Для простых людей предлагаются различные духовные практики, по духовному совершенствованию.
Коран - является руководством - для такуа или муттаки. Простые люди не способны напрямую следовать Корану.
Если возникает Божественная необходимость, чтобы какой-то человек постиг Творца и обрел иман, то этим человеком может руководить сам Бог напрямую, обычно этому повергаются избранные люди пророки или святые высокого уровня, которые явились на свет Божий и живут среди людей. Это называется абсолютным путем или путь хакикат.
В суфизме в основном используются тарикатские пути.
В современном мире появилась тенденция к появлению научного пути по Богопостижению. Но по моему лишь менеджмент способен на такое, или корпоративный путь. Бизнес становится не только способом заработать, но и сильным способом постичь Бога. Весьма эффективный метод Богопостижения, когда используется естественные инстинкты человека, такие как карьера, стремление жить богато. По сути в самой науке менеджменте заложен путь к пути Богопостижения. Пирамида потребностей, на вершине которой находится обретение счастья и определяет путь. Лишь следует определить счастье как постижение Творца.
Пройдя все этапы Богопостижения и магрифата, суфий обретает иман и вступает в дин, становится такуа или муттаки. Далее в дине имеет место руководство - Сунна. Сунна - имеет место только в дине. Сунна в дине - это аналог тариката в суфизме. В дине духовным наставником, является пророк. Аналог мюридов в дине, это сахабы. Также в дине для такуа имеется книжное руководство Коран, написанное Богом, аналог шариата в суфизме. Цель суфизма - это постижение Творца и обретение имана простым человеком, таким образом простой человек приобретает счастье. Обретя иман, то есть став такуа человек вступает на путь дин. Постигнув Творца человек приобретает счастье, но не достигает предельного счастья. Цель дина - это достижение предельного счастья. Для этого в дине имеются свои руководства и пути, Сунна и Коран, для такуа.
Сообщение отредактировал МЕДЖНУН: 29.06.2009, 16:12:25