Народ, заехал я сёдня на заправку и молча акуел! Соляра дороже 92!!!
Это еще не предел.....толи ещё будет...
АЛМАТЫ. 19 мая. КАЗИНФОРМ /Елена Ильинская/ – Сегодня казахстанский рынок горюче-смазочных материалов переживает кризис. Дизельное топливо впервые стоит дороже бензина марки «АИ-92». Подорожало топливо из-за неконтролируемого экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье. Так считают участники специальной пресс-конференции, прошедшей сегодня в Алматы, – представители небольших казахстанских компаний-закупщиков ГСМ, сообщает корреспондент Казинформа.
По словам президента ТОО «Нар-Ойл» Султана Ушбаева, в настоящее время казахстанские крестьянские хозяйства вынуждены покупать ГСМ по искусственно завышенным ценам. Вследствие чего к концу этого года цены на сельскохозяйственную продукцию, в том числе и на хлеб, вырастут более чем на 35%. «Дизельное топливо стоит сегодня 90-95 тенге за литр, для сравнения АИ-92 – 89 тенге. Такого никогда не было, потому что в Казахстане всегда был переизбыток солярки. Казахстан отличался плохой глубиной переработки нефти, поэтому дизеля было больше, чем бензина - количество составляло 60-70%. За счет этого развивалось сельское хозяйство – главный потребитель дизельного топлива», - сказал он.
Сейчас на рынке ценовая политика регулируется монополистами, которые искусственно завышают цены внутри страны и экспортируют большие объемы дизельного топлива по беспошлинным расценкам - в основном в Украину, которая не входит в Таможенный союз. (Страны, которые входят с Таможенный союз, не платят таможенную пошлину: это - Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан). Однако имеется «хитрый» документ – Соглашение о свободной торговле, подписанное между правительствами РК и Украины в сентябре 1994 года. По словам С.Ушбаева, в результате неправильного толкования Статьи 3 данного соглашения, по расчетам специалистов ТОО «Нар-Ойл», Казахстан недополучил госпошлину по экспорту ГСМ свыше 62 млн. долларов США. Только за 4 месяца текущего года в Украину ушло 279 тысяч тонн дизеля и 42 тысячи тонны бензина.
Бездействие Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли РК по работе с крупными монополистами приводит казахстанские компании в отчаяние, подчеркнул глава ТОО «Нар-Ойл».
Особенно сложная ситуация сложилась в области с дизельным топливом. Председатель ассоциации АЗС ЮКО так комментирует ее: "Закупочная оптовая цена на солярку поднялась на 30 долларов, в результате чего мы были вынуждены поднять розничную цену с 72 до 78 тенге за литр. ...Но последние две недели с завода солярка нам практически не отпускается".
По его словам, солярку в регионе можно приобрести только на нескольких заправках, принадлежащих преимущественно китайской компании "СинОйл". В итоге, вследствие дефицита сегодня ее стоимость перешагнула отметку 80 тенге.
Нехватка солярки на АЗС южно-казахстанской области отрицательно сказывается на темпах работы на строительных и других объектах, где задействована техника, работающая на дизтопливе.
К тому же определенные трудности грозят и местным сельхозпроизводителям. Заместитель директора Департамента сельского хозяйства ЮКО сообщил: "На весенне-полевые работы нам выделили 28 тысяч тонн, из них девять тысяч тонн было в марте и десять тысяч тонн положено на апрель. Это количество ГСМ мы полностью оплатили. Загвоздка в том, что "ПетроКазахстан Ойл Продактс" по своей линии отпускает недостаточно. Мы полностью оплатили до десятого апреля, сегодня уже 24 апреля, а их задолженность составляет 2 тысячи 645 тонн дизтоплива. Каждый день выделяют помаленьку, по 200-300 тонн. Не хватает. И на свободном рынке сегодня дизтоплива практически нет".