Прозрачные развевающиеся туники, обрисовывающие тело при каждом дуновении ветра, шифоновые брюки, утонченно подчеркивающие форму ног, два цветных просвечивающих топа, надетые друг на друга и рождающие игру оттенков… «Дева в прозрачных одеждах, существо воздушное и неземное, – именно этот юнгианский архетип становится парадоксальным образом востребованным в наш прагматичный век, – продолжает Юлия Федотова. – И то, что мода настойчиво предлагает нам образ Девы как эталон, может указывать на растущую инфантильность общества. Дева ни гормонально, ни психологически не готова к созданию семьи, этот образ не предполагает связанных с этим ответственностей, обязанностей. Поэтому он столь востребован как в восприятии мужчин, позволяя им испытать ностальгию, отдохнуть от сексуальной агрессии, которую транслирует откровенно обнажающая (облегающая) женская одежда, так и у женщин, давая возможность переживать ощущение собственной хрупкости, непрактичной прелести». С одной стороны, это очень сексуально: нагота присутствует, но скрыта под покровом, это дразнит и позволяет воображению разыграться. С другой стороны, эта одежда кардинально отличается от традиционных «нарядов для соблазнения» (корсеты, плотные лифы с декольте, высокие каблуки) – эффектных, но неудобных. Одежда из прозрачных тканей позволяет женщине выглядеть сексуально, не жертвуя при этом удобством и мобильностью. «Это тоже отражает современные социальные тенденции, – уверена Юлия Федотова. – А именно все большее нежелание женщин (самостоятельных и самодостаточных, хотя и неосознанно ждущих поклонения и покровительства со стороны сильного пола) отказываться ради соблазнения мужчин от своего комфорта».
Людмила Норсоян, дизайнер марки Kusso «Не одета, не раздета» – юная красавица из народных сказок в остроумном наряде из рыбацкой сети, можно сказать, становится символом эпохи выставляемых напоказ женских тел. Впервые барышни опробовали полупрозрачные одежды на грани приличий в эпоху Наполеоновских войн – платья из тончайшего батиста безбожно просвечивали, но под ними стыдливо прятались трико телесного цвета. Потакая естественным инстинктам женщин, и без того обострившимся в условиях демографических катастроф XX века, современные продавцы fake-счастья предлагают женщине систему «простых решений»: откровенную демонстрацию собственного тела как самый короткий, верный и быстрый путь к телу мужчины. Ухоженное, красивое (неважно, от природы, хирургического вмешательства или спорта) тело современная женщина полагает самым важным своим жизненным достоянием. Мода и модная индустрия всего лишь послушно следуют ее желаниям, создавая прозрачные сексуальные одежды вне зависимости от места, времени, климата, в конце концов, вопреки соображениям возраста, уместности и здравого смысла. Причем существует явная гиперэксплуатация «прозрачности» торговлей общедоступной, массмаркетом. В то время как высокая мода избирательно апеллирует к мягкой эротике полупрозрачности, мода улиц утрирует эту эстетику, полупрозрачное доводя до полной прозрачности, а полуобнаженное оголяя до предела.
Обволакивающая как облако, невесомая как воздух или струящаяся как вода, прозрачная одежда словно позволяет нам присвоить ее качества: мы чувствуем себя в ореоле, в нимбе невыразимой легкости и… чистоты. Но (кажущаяся) прозрачность намерений может завести в хитросплетение иллюзий. Чем более демонстрируемым становится тело, чем большее значение придается его формам, тем сильнее множатся эффекты-обманки: подтягивающие бюстгальтеры, корректирующие «анатомические» боди, трусики-seamless – бесшовные невидимки цвета обнаженного тела, – и даже накладки на соски, призванные создать иллюзию сексуального возбуждения. Но даже если век «демографических катастроф» объявляет охоту на мужчин, отнюдь не стоит считать, что хороши все средства. Ведь в глубине души женщинами движет желание подлинной близости, и обмануть здесь – значит обмануться.
Елена Кикина, дизайнер марки Firkant «В последние годы отношение к «нагой моде» в Европе, по моему мнению, несколько изменилось. Возможно, эти перемены связаны с переизбытком наготы в европейском медийном ландшафте.
Тенденция к демонстрации обнаженного тела зачастую ассоциируется с восприятием тела женщины как ее главного козыря. Соответственно, такого рода мода, особенно в плакатных ее проявлениях, лучше приживается в обществах (или социальных слоях) с патриархальной структурой, в которых женщина слишком зависит от мужчины и оперирует своим телом как капиталом. В обществах же, в которых (не только формально, но и фактически) распространено гендерное равноправие, где феминизм уже имеет богатую историю, ценится более деликатный секс-призыв в одежде. Более того, тяга к оголению тела часто воспринимается буржуазной публикой как вульгарность и приписывается низшим слоям общества. (Вспомните, например, обилие женской плоти в видеоклипах рэперов, «выходцев из гетто».) Любопытен также факт, что общества с протестантской традицией более склонны к игнорированию «нагой тенденции» в моде».
АВТОР - Евгения Лисичкина PSYCHOLOGIES