05.09.2008]
Запрет на ввоз уже не за горами
«АвтоВАЗ» купит «Азия Авто» лишь при условии, что казахстанский рынок будет закрыт для импорта подержанных автомашин
4 Сент, 2008
По информации нашего источника в администрации, запрет на ввоз автомобилей старше семи лет и повышение пошлин на импорт подержанных машин, которые в самом скором времени собирается ввести казахстанское правительство, объясняются просто – лоббированием интересов тех, кто стоит за сделкой между российским «АвтоВАЗом» и казахстанским ОАО «Азия Авто».
Покупка россиянами пакета акций казахстанской компании, как сообщили нам наши источники, дело почти решенное, осталось лишь получить одобрение властей обеих стран. Возможно, старт сделке будет дан уже в конце сентября – сразу после визита в Казахстан президента России Дмитрия Медведева.
Напомним, первоначальная информация о соглашении по продаже «АвтоВАЗу» «Азия Авто», со ссылкой на неназванных топ-менеджеров казахстанского автозавода, не так давно появилась в российском «Коммерсанте». По данным издания, сумма сделки может составить $70-80 млн и проходить будет в два этапа: на первом этапе «АвтоВАЗ» приобретет блокирующий 25-процентный пакет акций, а на втором – увеличит свои активы до контрольного пакета. При этом в увеличение мощностей «Азия Авто» концерн готов влить порядка $100 млн.
Однако президент ОАО «Азия Авто» Ержан МАНДИЕВ, комментируя в интервью нашей газете предполагаемую сделку, сказал, что «речь вовсе не идет о продаже предприятия, а идет лишь о вступлении с «АвтоВАЗом» в стратегическое партнерство». Сделку планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций и последующей продажи ее новому акционеру. Руководитель компании надеется, что это позволит повысить капитализацию компании и начать финансировать новый проект за счет собственных средств. Что же до стоимости сделки, то она еще не определена.
– В СМИ анонсируются какие-то цифры, так вот, стоимость сделки пока не определена. На заводе завершился оценочный аудит. Он проводился аудиторами KPMG – аудиторской компании, входящей в «Большую четверку». Он проводился по поручению «АвтоВАЗа», и его результаты подтвердили нашу официальную отчетность. Мы аудируемся компанией «BDO Казахстанаудит», они тоже до этого провели аудит, и отчетность подтвердилась. Таким образом, основным критерием при определении параметров сделки будет являться рыночная стоимость компании, которая есть на бирже, а именно – $147 миллионов. Исходя из этой стоимости и текущей капитализации и будет определяться стоимость пакета.
Ержан Мандиев не скрывает того, что сделка будет подписана в рамках саммита приграничных регионов России и Казахстана, который состоится в конце сентября в Актобе. «Видимо, отсюда пошли эти вот предположения относительно того, кто и с чем приедет», – добавил он, комментируя выдвинутое российской прессой предположение, что Дмитрий Медведев будет настаивать на повышении пошлин на импорт подержанных автомобилей, дабы обеспечить «АвтоВАЗу» рынок сбыта.
Здесь, как мне кажется, чуть-чуть местами поменяли, как говорят, паровоз и поезд, – считает Ержан Мандиев. – Потому что развитие такого проекта в машиностроительной отрасли уже само по себе отвечает экономической политике страны.
И, кроме того, наше государство уже несколько раз до этого момента анонсировало свои стремления в части стимулирования и обновления автомобильного парка и решения экологических проблем. Эти проблемы, конечно, будут решаться, в том числе и за счет ограничения ввоза подержанных автомобилей, доля которых сегодня преобладает на рынке. Поэтому здесь сложно сказать, что первично: проект (и поэтому будут запрещать ввоз автомобилей) или все-таки то, что государство уже для себя приняло решение по регулированию рынка. В общем-то, на этой волне очень прогнозируемо то, что приходят инвесторы и помимо просто продажи на местном рынке уже говорят о более активном инвестировании в производство автомобилей.