Прювет всем читающим Адвертайзинг! Решил высказать свое мнение по прочитанному номеру последнему, июльскому. Ибо кое-что меня в нем возмутило до глубины души
Начну с хорошего: первый раз в жизни я СТОЛЬКО времени потратил на Адвертайзинг. Раньше было всего 3 рубрики, которые я читал:
критика билбордов от Евгения Петрова (не всегда был согласен по части оценки креатива, а вот по грамотности создания билборда Евгений конечно дока, здесь согласие было с ним всегда)
статьи с фотками о рекламе за рубежом (если было в номере)
новости из рекламных агентств (интересно че творится у других).
Этот же новый номер я прочел от корки до корки, практически все статьи! Вы просто молодцы что создали новые рубрики, которые действительно интересны вашим читателям. Вы стали острой прессой, которая не боится поссориться с компаниями или с рекламными агентствами. И только за счет этого, жареных фактов и т.п. появляется интерес к новому журналу еще до его выхода – «чего в нем будет в этот раз?» Супер! Так держать!
А вот теперь о плохом, что вызвало раздражение и желание это все вам написать. Наряду с людьми, которые реально разбираются в том, о чем говорят, в ваш журнал каким-то образом попадают люди, которые в рекламе ни бум бум. Как они туда попадают? По знакомству? Это профессионально, по вашему мнению? Если вы позиционируете себя как журнал авторитетный – то на кой ляд вы даете статьи людей, который к рекламе вообще отношения не имеют? Это то же самое, если я сяду и напишу статью в журнал о компьютерном железе. Имею ли я права туда что-то писать, если я в этой теме ни бум-бум? А? Уважаемые редакторы Адвертайзинга?
Я говорю про статью некоего «писателя» Ербола Жумагулова. Цитата: «казахстанская реклама неизменно вызывает во мне приступ моральной рвоты». И это после того, как он по своему признанию отработал 3 месяца в рекламном агентстве. Достаточный срок, по его мнению, чтобы разбираться в рекламе и знать о чем говорит. Цитата: «трех месяцев работы в одном из местных агентств хватило мне, чтобы больше никогда не возвращаться в эту клоаку тотальной профнепригодности». Да что за 3 месяца можно понять? За 3 месяца можно стать профессионалом? Можно понять суть работы в рекламы? Не смешите мои тапки! За 3 месяца даже дворник не научится правильно и эффективно мести двор. Даже 3-х, 4-х, 5-ти лет недостаточно чтобы считать себя супер-пупер профессионалом и кидаться такими заявлениями.
И вот этот человек считает что у нас сплошь бездарные билборды и бездарные слоганы. Ладно, каждый имеет право на свое мнение. Но если он пишет «за все эти годы ни один из отечественных роликов не получил ни одной завалящей Каннской кошки, не говоря о львах» и «на каннских хищников местные художники от рекламы явно не тянут» - то это явный показатель что человек совсем не следит за событиями и не вовлечен в рекламную жизнь. Так зачем давать ему слово? Или у нас как в СССР «каждая домохозяйка считает, что может управлять государством»?
Тот, кто следит за рекламой – знает, что наша реклама хоть и проблемная (в силу раннего возраста), но и успехи у нее есть! До Каннов еще не добрались, верно, но не потому что у нас плохие рекламщики или плохие клиенты. Там другой уровень! До которого надо расти очень долго. Если уж россияне, у которых реклама на порядок старше возрастом, чем наша, - и то количество львов у них можно по пальцам пересчитать. Чтобы попасть на Канны в шорт-лист тех же роликов, надо чтобы не только гениальная идея была, это не главное (нередко бывает что на Каннах всплывают идеи, уже бывшие в употреблении). Основное – качество исполнение, съемки! Канны – это парад дорогих роликов! Там один ролик по стоимости съемки сравним с бюджетом рекламной кампании, с ТВ-ротацией, какого-нибудь немелкого казахстанского бренда.
Надо сравнивать с другими конкурсами, где жюри оценивает не столько уровень съемки, сколько ИДЕЮ! И таких, очень авторитетных конкурсов – не так много. И опытные рекламщики про эти конкурсы знают и участвуют, в силу своих возможностей! Киевский фестиваль, Новосибирский фестиваль, Московский, и тот же Golden Drum в Болгарии, самый авторитетный из них. И вот на этих фестивалях – наши агентства год от года завоевывают все больше наград, обыгрывая самых сильных соперников.
Никогда еще не выигрывали казахстанцы СТОЛЬКО наград на Киевском фестивале, как в этом году! Позади них остались все самые титулованные сетевые агентства со всего бывшего СССР и стран Восточной Европы. В этом же году есть награда и из Новосибирска. И впереди еще фестивали. А в прошлом году – у казахстанцев есть награды и Киевского фестиваля, и Московского, и даже шорт-лист Golden Drum.
Так что реклама в КЗ развивается, и это знают те, кто за ней следит.
«3 месяца» и автор сдулся. А слабо было не сбегать из агентства, а упереться, и сделать рекламу, которая выиграла бы фестиваль? Если уж никто не может – может быть автор сможет сделать рекламу которая попадет хотя бы в шорт-лист Каннов? Или – говорить всегда легче, чем делать? Я думаю так: если ты недоволен чем-то, в чем (как ты считаешь) хорошо разбираешься – будь добр сам сделать лучше, ну покажи другим КАК НАДО! Слабо? Или легче считать себя непризнанным гением, но при этом ничего не делать? А может, дело в том, что понимаешь – лучше, чем другие не сделаешь – и опустить руки? Это не профессиональный подход.
Цитата: «лучшие мозги уезжают, оставшиеся – с большей вероятностью уходят из рекламы». Автор говорит о себе?
А вот мне кажется «уходят из рекламы»:
либо из-за слабости, когда понимают, что не могут лучше, чем делают;
либо когда их ломают – клиенты или руководство;
либо когда устают, это называется «пропал креативный запал», потухшие глаза и т.п., и надо срочно менять поле деятельности;
либо когда понимают "не мое".
Но все это объединяется одним: это значит что люди не настолько любят рекламу, чтобы фанатично быть ей преданным. Если ты не любишь свою работу – то лучше ее менять, конечно. Так что, может вопрос надо ставить так: «тот, кто не любит свою работу – уходит из рекламы?» И хорошо, что автор ушел из рекламы. Рекламой нужно болеть, нужно быть ее фанатиком, нужно любить эту рекламу! Потому что реклама – это на самом деле КАЙФ. Много кайфов!
Первый кайф: когда приходит в голову клевая идея, которая тебе самому очень нравится.
Второй кайф: когда эту идею признают и одобрят твои коллеги.
Третий кайф: когда эту идею утверждает клиент.
Четвертый кайф: когда идея выходит в эфир.
И пятый кайф: когда эта идея завоевывает награду на фестивале рекламы!Вот сколько кайфов в рекламе! Но чтобы уметь получать этот кайф, нужно любить рекламу! Нужно любить свою работу!
И не надо только говорить что «мой гениальный креатив не пропустят тупые клиенты», как следует из статьи. Не спорю, у клиентов пока мало профессиональных маркетологов. Большинство пока – выпускники языковых вузов, со знанием английского. И руководители берут таких людей, которые в маркетинге не разбираются, главное – чтобы знали английский язык. Это не правильно, да. Но пока имеем то, что есть. Но и с ними можно работать! Тяжело, очень тяжело объяснять почему НУЖЕН КРЕАТИВ, и что нужно выделяться, а не делать беззубую стандартную рекламу, которая не навредит, но и заработает только благодаря бешенной ротации.
Но от того и хорошая работа, сделанная с тяжелым клиентом – доставляет больше удовольствия! И работы с таким клиентом – могут побеждать на фестивалях рекламы! Есть прецеденты
Когда все довольны, даже ультра-консервативный клиент, и работа получается очень интересной. Автор статьи не знает что это такое.
А может, миссия Адвертайзинга в том, чтобы просвещать таких людей, как автор статьи? Показывать успехи наших рекламщиков, давать пример успешной работы. Ведите список успехов нашей рекламы, вы же единственный такой журнал у нас! Заберитесь в историю, покопайтесь, ведь у наших рекламщиков немало побед, о которых мало кто знает! И которыми можно и нужно гордиться! Сделайте рубрику «Открытые лица!»
Вот кто знает, что наши рекламщики выигрывали золото Golden Drum? А ведь это один из авторитетных мировых фестивалей рекламы! И было это давно, за кампанию сотовой связи Тумар, «идешь и молчишь?» Показали бы принты, нашли бы авторов, напечатали их фотки (разве не интересно на них посмотреть?), они рассказали бы как рождалась эта идея, которая завоевала пока самую значимую награду в Казахстане, чем сейчас занимаются. Ведь найти все это – раз плюнуть! Про Тумар найдете инфу у Асхата Ускембаева
И так можно ведь рассказать о каждой награде! Найти авторов и информацию – не составит труда, обращайтесь к рекламщикам. И я с удовольствием помогу информацией, найти меня легко можно через Сино или Аружан, и они это знают
Разве это не интересно – узнать об успехах нашей рекламы, посмотреть на лица творцов, узнать чем они сейчас занимаются, как придумали идею и т.п.? Это интересно людям с опытом, но особенно будет вдохновляющим для молодого поколения рекламщиков, которое всегда лучше предыдущего, так и должно быть.
В общем, вот такие мысли, которые заставили меня написать столь обширно
Не люблю, когда люди говорят о том, в чем не разбираются.