ПРЕСС-РЕЛИЗ
Авиакомпания «Эйр Астана» приносит свои соболезнования родственникам погибшего пассажира.
12 мая 2010 года готовился к вылету самолет авиакомпании «Эйр Астана» «Эйрбас А320», выполняющий транзитный рейс по маршруту Актау-Атырау-Астана. В 13.40 местного времени авиалайнер должен был стартовать из Актау рейсом KC 182, чтобы в 14.40 приземлиться в Атырау для высадки и посадки пассажиров, а также уборки и дозаправки воздушного судна. Затем в 15.40 самолет должен был вылететь в Астану рейсом KC 982, чтобы в 18.55 совершить посадку в Астане.
За 15 минут до окончания посадки в аэропорт приехала машина скорой помощи Мангистауской областной больницы с пассажиром бизнес-класса, находящимся в тяжелом состоянии. Больного в полете планировали сопровождать врач-кардиохирург и близкая родственница. Сопровождающие лица предъявили посадочные талоны, которые были получены ими в ходе он-лайн регистрации на сайте авиакомпании. Также они показали документы, свидетельствующие о тяжелом заболевании пассажира. Все это время больной пассажир находился в автомобиле. Представители «Эйр Астана» были удивлены тем фактом, что в авиакомпанию не был сделан предварительный запрос о перевозке данного пассажира.
Дело в том, что согласно правилам Международной организации воздушного транспорта (ИАТА) для перевозки пассажиров, находящихся в тяжелом состоянии необходимо создать определенные условия, т.е. приготовить носилки или инвалидное кресло, демонтировать сидения и разместить на их месте подвесные носилки, а также приготовить дополнительные баллоны с кислородом и другое оборудование. Перевозка тяжелобольного пассажира с заболеваниями сердечно-сосудистой системы или гипертонией является огромным риском для жизни пассажира. Поэтому ради снижения угрозы жизнедеятельности тяжелобольного человека и риска смертельного исхода на борту самолета, существуют международные процедуры. Во-первых, в авиакомпанию необходимо направить запрос об оказании специальной помощи в перевозке пассажира, находящегося в тяжелом состоянии. Во-вторых, его в обязательном порядке должен сопровождать врач, который дает заключение о том, что транспортировка больного авиатранспортом не несет угрозу его жизнедеятельности либо она необходима для спасения его жизни. В обоих случаях врач берет на себя ответственность за состояние пассажира во время полета и проведение реанимационных мероприятий. Данная практика принята во всех авиакомпаниях мира, так как авиаперевозчик отвечает за безопасность полета и пассажиров.
При получении запроса служба специальных услуг авиакомпании координирует процесс приготовления самолета к перевозке такого пассажира и информирует все службы о возможном чрезвычайном развитии ситуации.
Необходимо отметить, что установка подвесных носилок осуществляется заблаговременно в аэропортах Алматы или Астаны и может занимать несколько часов, так как в таких случаях демонтируются до девяти спинок кресел в салоне. Также командир самолета должен быть готов к возможности осуществления незапланированной посадки в ближайшем аэропорту и все службы аэропорта должны быть готовы к оказанию экстренной помощи.
В вышеупомянутом случае по причине того, что авиакомпания не была заранее проинформирована о состоянии пассажира, не было никакой возможности и времени предпринять необходимые шаги для подготовки самолета к транспортировке тяжелобольного пассажира. Учитывая длительность полета, посадку в Атырау и неготовность оборудования, угроза жизни пассажира была чрезвычайно высока. Агенты авиакомпании были вынуждены отказать в перевозке пассажира и предложить сопровождающим лицам перебронироваться на следующий ближайший рейс, а также заполнить форму о состоянии здоровья пассажира.
Однако состояние человека было настолько тяжелым, что позднее было с прискорбием сообщено, что человек скончался.
В настоящий момент авиакомпания «Эйр Астана» проводит расследование причин, по которым в авиакомпанию не поступил предварительный запрос от агентства, в котором были приобретены билеты.
Питер Фостер, Президент АО «Эйр Астана»: «Мы часто сталкиваемся с перевозкой тяжелобольных людей, предоставляем бесплатные билеты детям, нуждающимся в срочном лечении или операции. Но, к сожалению, на этот раз нам не удалось установить необходимое оборудование в самолете, чтобы обеспечить безопасную транспортировку пассажиров, так как мы не были заранее проинформированы. Потеря близкого человека - большое горе. Мы приносим свои соболезнования родственникам погибшего»
По этическим соображениям имя пассажира не сообщается.