Давайте начнем сразу с " ответственности " данных свер услуг. Если брать официально работающих специалистов данных профессий, то ответственность все же есть.
Согласен, ответственность там есть, но я их привел в пример профессий, которые тоже не могут никак стандартизироваться, кроме как стандартами организаций, в которых работают эти спецы. Но точно так же и психологи, работающие в организациях, могут стандартизироваться теми же правилами организации.
А по поводу результата, я говорил, что ответственность на клиенте за результат, поскольку зависит от него самого.
Во-первых, от того, будет ли он придерживаться рекомендаций, данных ему. А во-вторых, именно поэтому клиент будет ценить свой результат.
Ну представьте себе человека, который пришел кодироваться от курения. Кодировщик щелкнул пальцами, и вдруг курильщик бросил курить. Будет ли он ценить этот результат? Вряд ли, поскольку слишком легко дался. Мы ведь не ценим то, что нам легко дается. А если бы клиент еще помучался с месяц без сигарет, но выполнял бы определенные условия, и потом осознал бы, что сделал это своими силами - вот тут бы он гордился собой и ценил бы свои усилия.
Продолжение примера. После кодирования курильщик снова закурил, допустим, через полгода. Что вероятнее всего он скажет? "Плохое кодирование" или "МНЕ кодирование не помогло"? Во втором случае как раз-таки ответственность он и возлагает на себя, поскольку это он "пересилил" кодирование.
И еще пример по поводу ответствености за результат.
Пригоняет клиент машину на ремонт, требуется капремонт двигателя. Ему делают капремонт и говорят, что сейчас обкатка нужна, поэтому через 1000 менять масло, через 5000 менять масло, и ни в коем случае не превышать 3000 оборотов. А клиент забивает на это, масло не меняет и крутит движок до упора. Результат - новый ремонт или замена двигателя. Ответственность здесь уже целиком на клиенте.
-----
Еще один момент. Как правило, большинство клиентов психолога приходят с поверхностными проблемами, то есть истинные проблемы нужно выяснять на консультации. Бывает такое, что истинная проблема настолько отличается от поверхностной, что человек не готов ее решать. Тогда он может отказаться от консультирования. И результата естесственно не достигнет.
Могу привести пример1одного случая, одна девушка ходила к психологу с проблемой лишнего веса. Вроде бы все нормально, но потом снова срывается и впихивает в себя кучу еды. В итоге выяснилось (не буду вдаваться в детали), что у нее выбор: или остаться такой же, и будет все ок с мужем, или похудеть, но с мужем будут проблемы.
И она отказалась от своего желаемого результата.
А есть еще такие клиенты (кстати, на ЦТ их полно
), которые приходят как бы с вызовом "Я уделал всех психологов, уделаю и вас, попробуйте меня вылечить". И начинается соревнование, кто же круче - психолог или проблема клиента.
В таком случае обычно грамотный консультант сам отказывается от консультации и дает телефон другого психолога, который может взяться за это. Вообще так делают всегда, если понимают, что не смогут помочь клиенту.
В итоге получаем вот что: Результат будет стопроцентным, при условии, что клиент готов к сотрудничеству, и будет сотрудничать, и будет делать все, что от него зависит
------
И раз уж про тренинги мы обсудили, что там результат есть, он проверяется (например, сертифицированием), там выдаются сертификаты, на тренере висит ответственность за профессиональное обучение, есть четкий набор навыков, получаемых на тренингах, есть структура тренинга и описание, в котором можно узнать все, что будет на тренинге, ТО я думаю, что можно сузить круг от "ненужности психологов в целом" до "ненужности консультаций один на один"