Привет всем! Когда-то и я любил грозу и хорошие потоки, сейчас чуть тучки потемнели у меня мысли на приземление и комочек тревоги к горлу подходит. Не люблю я летать в грозовых облаках. Но за битого, двух не битых дают. Хороший урок парапланеристам была крайняя гроза. Многие прочувствовали потоки превышающие возможности параплана и главное массовость. А опыт одного случайного парапланериста не воспринимаются.
Так вот на соревнованиях по моему 2004 году я стартовал крайним с западного старта Ушканора и первый ППМ был на кольце Чемолгана и Каскелена. Дальше А-11. Облачно, ветряно, в долине разрознено бродят косые косяки ливневых осадков. Далеко и не правда. Рву через «мозги», потоки ровные стабильный, не крутя набираю высоту, ну думаю, взял маршрут... Ветерок западный, над дорогой входящей в Ушканорское ущелье, потянуло сильнее, сильнее и еще раз сильнее. А когда дошло до сознания, поздно было. С лева косые полосы дождя с права такие же полосы. Думал меж струек к ППМу проскачу сухеньким, тем более РП выпустил. Ан не вышло. Параплан Гриф, «дубовой», но надежный. Что только не предпринимал. И «уши» делал, одно ухо, при такой «рвачки», выбивает из рук стропы, колбасит безбожно, затягиваю туже заложенное ухо вместе с галстучной стропой двумя руками. Висну на стропах, можно сказать. И спуск кленового зернышка, ассиметричный геликоптер. Ось вращения где-то над головой, ниже купола. Вращаются по кругу купол и мои ноги, в разных плоскостях. Варик подъем верещит, слабый, но верещит. Не хватает скорости снижения. А меня затягивает в верх в какой-то колокол огромный и сказочный. Любоваться экзотикой некогда. Так дергает и рвет, в этом колоколе, впечатление, что кто-то большой и грозный раскручивает и играется со мной как с шариком на ниточке. Вокруг висят и шевелятся космы, серых облаков, клубящихся. Кручу «тугую», набираю обороты, глаза проваливаются куда-то в низ внутрь, сознание туманится теряется, стропы режут тугой воздух вибрируя, выхожу, качек и обратно бешенный визг варика. И в противоположную сторону кручу «тугую», так до изнеможения, то в одну, то в другую сторону. Отдыхаю…, опять ушную стропу с галстучной двумя руками и ассиметричным геликоптером вниз, так легче, так отдыхаю в борьбе за жизнь, но варик все равно визжит подъем. Руки устают, немеют. Хорошо в перчатках. Колокол прошел благополучно, затягивает в какую-то трубу, как в потусторонний мир. Труба и катишься в просвет впереди, только у меня просвет внизу над фермой и Ушканом и качусь от просвета в темень вертикально в верх. Ушкан, в дырочке внизу, слился в одну точку с фермой. Вот только тогда я понял, что мне пришла труба... высота бешенная. Холодно, сыро и я туда не хочу. Меня затягивает в трубу из земной точки в точку некуда. Чувствую, воздуха не хватает, пульс в виски бьет. Разреженность воздуха. Голова и мысли мякнут, руки слабеют. Глаза слезятся - холодный ветер, влажность, изморозь. Думаю о срыве купола в "В" свале, рано еще. То есть сделать «В» свал и потом сорвать купол… Еще могу бороться. Потом молния и гром, вот было страшно это уж точно. Я словно очухался, как заведенный хватанулся за винговеры... И эти упражнения в клубах облаков, купол еле видно, глаза заполнены слезами. Видимость …была она или не была? Где земля, где небо?! Интуиция и матерь Божья. Куда летишь, что, делаешь, правильно не правильно???? По времени не помню. Прострация полнейшая. Мне кажется, я терял сознание, нет последовательной картины.
И вдруг очнулся, град по лицу да такой!!! Больно! По приборам, по шлему, по лицу в скользь, но больно. Голова гудит, градины стучат... жуть. Время идет, слабеет истерика варика , легче стало дышать. Провал памяти. Дождь, полегчало, «нисходняк» должен быть где-то рядом, варик легкий подъем визжит, легкий. Силы на исходе, осталось лишь высморкаться один раз и … Смотрю на купол, ахнул, с каждого воздухозаборника ручьем толщиной с палец вода хлещет! Да так много и сзади, с купола ручьи бегут и все с завихрением да на меня, промок. Ну, думаю сейчас параплан заполница водой и кердык, мешком с водой в низ и меня с собой утянет, и парашют не поможет. Приготовился к худшему. Почувствовал «жом». Не уютно стало. Присмотрелся, а ручьи выдуваются из карманов, ну и, слава Богу! И здесь обойдется. Но купол мокрый какой-то не стабильный, кисельный какой-то. Летим. Вроде передых. Опять молния сверкнула слабым заревом где-то в облаках и гром громыхнул, да так… ну я опять винговеры. Уши (мои уши) закладывает, глохну от грома. Винговиры дают горизонтальную скорость и вертикальное снижение. Короче, над речкой Каскеленкой я вывалился из облака, прям над дорогой по курсу и впереди шквала понесло меня... Высота приличная наверное 4000 метров абсолютки, а может и больше. Скорость шквала плюс моя скорость, через несколько минут посадка. Варик сдох вместе с джопсом. Посадка была в шквальный ветер жесткой, экстремальной, ниже п. Раимбека где-то 19 км. Первым меня встретил, прибежал ко мне с аптечкой под мышкой, Круглов. Вторыми приехали киргизы. В воздухе был где-то 30- 35 минут. Где полет, где борьба за жизнь не разберешь или не разобрал… А киргизы мне: «…. что орешь, по тише рассказывать не можешь?!» Громом оглушило.
Можно столько же написать о посадке. Но это отдельно. Не буду утомлять.
Не летать в грозу, а уж попал так не сопротивляться потоку надо, а все силы тратить на выход с потока нужно и главное не пасовать бороться до последнего…
РП не всегда прав, надейся на свой опыт, свои знания, лучше сомневаться, чем мужественно бороться…