учебные заведения, конечно должны что-то... например знания дать. что касается культуры - это больше к семье. если человека мыслить (не думать, а именно мыслить) не научили, то он скорее всего ниакогда не придет к пониманию ваажности некоторых вещей.Падает общий уровень образования и культуры. ОЧЕНЬ сейчас тяжело найти нормального специалиста. Да еще и в большом кол-ве экземпляров. Ничто не помогает, ни высокая зарплата, ни бонусы, ничто. А проводить "тренинги" должны учебные заведения, а не работадатели.
в компании, где я работаю, постоянно идет обучение, причем не только и не столько знанию продукции или умению продавать, но культуре. для этого создается все, естественно включая материальное поощрение (нет, конечно, не дается денег больше за большее количество сказанных вежливых слов - это видно по результату работы, по уровню продаж. руководитель подразделения обязан проводить со своими людьми "в поле" 60% своего рабочего времени в т.ч. и для мониторинга того, как продавец работает с клиентом с последующим coaching по выявленным недостаткам). при этом важна культура общения не только с клиентом, но и с остальными сотрудниками. в связи с этим принцип такой - если самый лучший продавец не поддерживает культуру принятую в компании (особенно в плане общения с персоналом), то этот продавец идет искать другое место работы. пока, правда, никогно не уволили по этой причине... поэтому склонен не согласиться с вами, что ничего не помогает