[27.11.2008]
Омурзак Тусумов, председатель комитета дорожной полиции МВД РК: Готовы отказаться от талонов хоть сегодня
Во вторник, 25 ноября, председатель комитета дорожной полиции ответил на вопросы нашего корреспондента о талонах к водительскому удостоверению (ТВУ), коими должны обзавестись все казахстанские водители до 1 января 2009 года. Главный гаишник страны рассказал, что АО “Kazakhstan processing centre” (КПЦ) было выбрано в качестве поставщика талонов ввиду отсутствия альтернативы (см. “Время” от 25.11.2008 г.). Сегодня мы публикуем полный текст интервью.
- Омурзак Толеуович, чем же так хороши талоны, что все водители обязаны их приобрести?
- Во-первых, талон нужен для мониторинга сведений о водителе: сколько нарушений он допустил и понес ли наказание? В 2004-2005 годах в Казахстане был введен принцип повторности. То есть если водитель один раз нарушил ПДД, то он выплачивает штраф в размере 5 МРП. На второй раз штраф уже будет больше. В третий - еще больше. А на четвертый раз такого водителя лишат прав. Поэтому мы должны вести учет. Во-вторых, в 2006 году после заседания Совета безопасности по коррупции мы запретили дорожным полицейским взимать штраф на месте. К примеру, раньше инспектор мог требовать оплату штрафа до 2 МРП наличными на месте. Нас за это жестко критиковали. Поэтому для упреждения коррупции, чтобы инспектор не соприкасался с наличными деньгами, и был введен талон. Он дает возможность водителю оплачивать штраф на месте, что освобождает его от стояния в очередях.
Депутаты, когда принимали размер штрафа, который можно оплатить на месте с использованием талона, сразу сказали, что время, которое они теряют в очереди к кассе, намного дороже самих штрафов. В этом смысле талон очень удобен. Естественно, открытие специального талонного счета не вменяется в обязанность каждому водителю. Кто не нарушает ПДД - может не активировать талон. В этом случае ТВУ будет выполнять лишь функции учетной карточки.
- Но вы говорили, что на талонах обязательно должны быть деньги, чтобы водитель мог выплатить штраф.
- Такого я никогда не говорил. Каждый водитель имеет право решать самостоятельно - класть ему деньги на специальный счет или нет. Кстати говоря, деньги будут лежать не на самом талоне и не в КПЦ, а в банке второго уровня, с которым водитель заключит договор. Если он не хочет открывать счет, то его никто не имеет права заставить это сделать.
- А как же быть с электронными правами? Ведь первоначально функцию учета хотели возложить на них.
- Да, мы говорили о том, что в права будет вноситься информация о нарушениях и прохождении техосмотра. Но затем мы обратились в Национальный банк с вопросом: “Можно ли использовать водительское удостоверение в качестве платежного средства?”. Нам ответили, что чип водительского удостоверения не справится с этой функцией. Чтобы он смог стать платежным средством, на него нужно нанести специальный штрих-код. При этом срок эксплуатации чипа сразу же сокращается до трех лет. А Казахстан присоединился к международной Венской конвенции, согласно которой срок действия водительских прав составляет 10 лет.
- Большинство казахстанцев получают зарплату на банковские карточки. Разве нельзя было их использовать в качестве платежного средства, а талонам оставить только функцию учета адмнарушений?
- Я не знаю. Я в эти дела не вмешивался. Думаю, что всех этих разговоров вокруг талонов не было бы, если бы талоны выдавались так же, как и права - органами дорожной полиции, и платно. Никто бы не возмущался. В 2004 году вступила в силу норма закона о том, что должен быть талон к водительскому удостоверению. Мы до 2007 года не могли “пробить” под них финансирование. Неоднократно обращались в правительство, но нам отказали в выделении денег из бюджета и предложили реализовать этот проект за счет внебюджетных средств.
- А государственные холдинги “Самрук” и “Казына”? К ним вы обращались?
- Их тогда еще не было. Это потом “Самгау” подключился в рамках государственно-частного партнерства. Но затем они отказались продолжать сотрудничество.
- Прежде чем что-то внедрить, правительство должно разработать программу, схему реализации проекта. Не оттого ли, что этого не было сделано, начался бардак с талонами?
- Просто нам попалась несерьезная фирма (имеется в виду КПЦ. - Р.Б.). Когда в январе 2006 года вышло постановление правительства, мы объявили об этом проекте. Принять участие в нем изъявили желание две фирмы - ТОО “Латон” и АО “Kazakhstan processing centre”. Но “Латон” впоследствии отказался. А КПЦ пообещал, что будет распространять талоны бесплатно. Это было главным условием МВД.
- Но обещание свое они не сдержали. Стоимость талона в городе колеблется в пределах 1650-2500 тенге.
- Закон на стороне КПЦ. Мы ничего не можем с ними сделать.
- Вы же заказчик! А любой заказчик, если он проводит тендер или конкурс, имеет право диктовать свои условия исполнителю.
- Никакой тендер мы не проводили. Ни одного тиына из бюджета не выделили.
- Но ведь талоны - ваша инициатива.
- Талоны - чисто депутатская инициатива. Их предложили ввести еще до моего прихода в комитет дорожной полиции в 2003 году. Может быть, даже с подачи этого самого процессингового центра.
- Скажем по-другому: заказчик - государство. Разве у него нет никаких рычагов воздействия на зарвавшегося исполнителя, который делает что хочет?
- Я еще раз говорю: мы ничего не заказывали у этого АО. Закон принят, а нам поручили его исполнить.
- Но вы же можете сказать: у нас есть многочисленные претензии к КПЦ, поэтому мы просим отстранить его от проекта.
- Да, нарушения есть, но отстранить мы его не можем. Мы готовы отказаться от услуг этой фирмы хоть сегодня. Но как быть с людьми (а их по стране полмиллиона), которые уже получили талоны?
- Обязать КПЦ вернуть деньги...
- Не получится. Они скажут, что никому насильно талоны не навязывали, люди приобретали их добровольно. Кстати, на прошлой неделе КПЦ получил 1,5 миллиона талонов и хочет их реализовать до нового года.
- Но должны же быть какие-то способы воздействия?..
- Какие? Посоветуйте мне! Вы знаете, что в прошлом году житель Караганды обращался в Верховный суд по поводу этих талонов. Но и там сказали, что все законно. Действия КПЦ, конечно, незаконны, но у нас нет письменного договора с ними, чтобы что-то им предъявить.
- То есть КПЦ будет продолжать продавать талоны по цене, которая ему удобна, а государство продолжит закрывать на это глаза?
- Нет, это не так! Мы пресекаем практику продажи талонов, предупреждаем, чтобы люди их не покупали. Нет ни одного факта, на который мы бы не отреагировали. К примеру, недавно начальник одного из районных отделов дорожной полиции отправлял людей получать талоны через АО “Казпочта”. Этот человек в нашей системе больше не работает. Мы же добились, чтобы исполнительного директора КПЦ Жумагалиева уволили. Он теперь там больше не работает. Так что мы не сидим сложа руки.