Вопрос про выезд на встречные трамвайные пути не дал мне спокойно провести вечер и я решил заняться им, а также основное, что было сказано/написАно по этому поводу собрать в один пост, чтобы было удобнее для дальнейшего разбирательства. Нарисовал дорожную схему, как зачастую бывает в городе, т.е. вдоль обочины припаркованы автомобили и остаётся только одна полоса для движения автомобилей, без учета попутных трамвайных путей.
Как показывает практика, за выезд на встречные трамвайные пути ИДП оформляют протокол по статье 463-3 часть 3 КРКобАП:
Статья 463-3. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона:
1. Движение по пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение правил дорожного движения - влечет штраф в размере семи месячных расчетных показателей.
2. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - влекут штраф в размере семи месячных расчетных показателей.
3. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, - влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
4. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
5. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.
Читаем понятия, которые содержит статья 463-3 часть 3 КРКобАП:
проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств;
Т.е. из этого определения следует, что трамвайные пути не являются проезжей частью, т.к. предназначены для движения рельсовых (трамваев) транспортных средств. Поэтому выезд на трамвайные пути встречного направления нельзя квалифицировать, как выезд на полосу для встречного движения, о чем гласит вышеуказанная статья КРКобАП.
Значит статья 463-3 часть 3 КРКобАП не применима в данном случае.
Дорога — автомобильная дорога общего пользования, хозяйственная автомобильная дорога, улица города и населенного пункта, подлежащие государственному учету и представляющие комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
В нашем случае (см. рисунок) дорога имеет две проезжие части, т.к. дорогу разделяют трамвайные пути, которые тоже входят в элемент дороги.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
Здесь вроде все ясно.
Рассуждаем дальше. Имеются следующие пункты ПДД:
8.6. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части и на полосе, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Если на дороге установлены знаки 5.8.1 или 5.8.2, то указанные маневры разрешаются по соответствующим полосам движения; при этом запрещается занимать не крайние полосы движения при свободных крайних.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.8.1 или 5.8.2 не предписаны направления движения по полосам проезжей части. При этом водитель должен уступить дорогу трамваю.
Я думаю тоже все понятно, но следует отметить то, что при наличии знаков движения по полосам, движение по трамвайным путям запрещено, а разрешено только по соответствующим полосам для движения безрельсовых транспортных средств.
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
А вот этот пункт ПДД меня очень заинтересовал. Ключевое понятие здесь
дорога , в состав которой, как уже было сказано, входят: проезжая часть №1, проезжая часть №2 и трамвайные пути. Т.е. выезд на трамвайные пути встречного направления будет являться нарушением ПДД, т.к. трамвайные пути являются элементом дороги.
В нашем примере дорога имеет 4-е полосы для движения (по 2-е в каждом из направлений) и по 1-му рельсовому полотну в каждом из направлений, которые можно разделить условной линией на противоположные потоки движения (см. рисунок).
Нарушение п.9.2 ПДД повлечет за собой ответственность по статье 463-3 часть 3 КРКобАП.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.6 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления, а также движение через перекресток по трамвайным путям, если на дороге установлены знаки 5.8.1 или 5.8.2.
Разрешена езда по трамвайным путям попутного направления, т.е., раз разрешается езда безрельсовым транспортным средствам по трамвайным путям, то они (трамвайные пути) становятся проезжей частью, т.к. по ним двигаются безрельсовые транспортные средства, согласно п.9.6 ПДД. Соответственно и с противоположной стороны, там, где встречное движение, безрельсовые транспортные средства могут ехать по трамвайным путям попутного для них направления и таким образом и эти трамвайные пути становятся проезжей частью (опять таки из-за того, что по ним разрешено движение безрельсовых транспортных средств) и следовательно выезд на трамвайные пути встречного направления, будет приравнен к выезду на проезжую часть дороги, предназначенную для встречного движения.
Поэтому статья 463-3 часть 3 КРКобАП имеет место быть в данном случае.
Кстати, если рассматривать картинку с учетом п.9.6 ПДД, когда безрельсовые транспортные средства двигаются по трамвайным путям, тем самым приравнивая их (трамвайные пути) к проезжей части, то она будет выглядеть таким образом:
Вывод: выезд на трамвайные пути встречного направления – это выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения и карается административным взысканием по статье 463-3 часть 3 КРКобАП.
Жду опровержений, предложений, поправок.
Сообщение отредактировал -BUCH-: 18.03.2009, 00:37:22