А. Байтасов:
? Нурсултан Абишевич, у меня вопрос уже не по экономике. В конце прошлого года на Совете безопасности Вы выразили обеспокоенность большим количеством ДТП с участием праворульных автомобилей. Я знаю, что уже к ноябрю 2007 года будет разработан практически весь пакет документов для того, чтобы запретить эксплуатацию этих автомобилей на территории Казахстана. В результате прецедента почти 300 тысяч автолюбителей-казахстанцев уповают на Ваше какое-то решение. Как Вы могли бы прокомментировать еще раз эту ситуацию?
Нурсултан Назарбаев:
? На Совете безопасности мы рассматривали в целом проблему дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает огромное число людей.
В числе причин этого ? и плохие дороги, и качество автомашин, и ремонты, и то, что права просто продаются людям, которые не умеют ездить. У нас очень либеральное наказание за нарушения, к примеру, за езду за рулем в пьяном виде.
По всему этому комплексу вопросов я дал поручения. И законодательные меры сегодня принимаются. Человека, трижды попавшегося пьяным за рулем, нужно лишать водительских прав на всю жизнь, чтобы он больше никогда не мог садиться за руль. Ладно, если бы он сам себя губил, но ведь он губит жизнь других людей! По какому праву? Или почему должны за один месяц отдаваться права человеку, который завтра может снова совершить правонарушение?
Наша программа автомобильного, автодорожного строительства направлена на решение этих вопросов, в том числе и вопроса о праворульных автомобилях. Таких машин не 300 тысяч в Казахстане, а 150 тысяч.
Я хочу, чтобы казахстанцы знали, почему мы это делаем. Только в 2006 году праворульные автомашины совершили 793 аварии, в которых погибли 240 человек, 1 040 человек получили увечья и стали инвалидами. За один год! И только за счет праворульных автомашин. А за три месяца этого года уже совершены 152 аварии, в которых погибли 48 человек, 170 человек ранены.
Почему праворульные автомашины никто не покупает в Европе, в США? Потому что они, как и мы, не являются Индией, Австралией, Англией или Японией, где дороги приспособлены для праворульных машин. У них левостороннее движение, а не правостороннее, как у нас. Это первое.
Второе: нам сбрасывают, как правило, машины со вторичного рынка, подержанные, старье.
Третье. Как только было объявлено о запрете на ?праворульки?, за два месяца ?серые? дилеры ?толкнули? в Казахстан 40 тысяч автомашин. Они наживаются на этом деле, а люди гибнут.
Я считаю, что Правительство приняло правильное решение о том, что автомобилистам дается какое-то время на то, чтобы избавиться от машины или переставить руль, как положено. Как мне сообщили, сейчас действует около 200 компаний, которые переставляют руль справа налево.
Этот вопрос решается в пользу большинства. Я, конечно, понимаю людей, и поэтому им дается срок на исправление положения. А ввоз новых таких машин запрещен полностью.