Гонка интеллекта
психология развитие не для всех
дочка в свои 3 годика уже отличает цифры от 1 до 10 причем на 3 языках. причем не просто знает что это 5, а это 8 к примеру. она еще понимает что нас в семье 4 человека, что ей сейчас 2 годика и скоро будет 3 годика. она может посчитать кол-во к примеру шариков. она знает 5 букв. т.е. сейчас мы с ней изучаем алфавит
или такое
еще мы играем в цвета: каждый выбирает по одному цвету машин (я знаю что серебристых черных больше всего и выигрываю часто ))) и называет сколько он насчитает от дома до школы - если победит, то получает мини-награду
к чему обычно приводит?
мы пошли в школу в 6 лет 1 неделю (мальчик). до этого ходили в 0 класс на полный день 5 раз в неделю (частная школа). сейчас во 2 классе гос лингвистической гимназии. в классе по возрасту самый маленькии, по росту 2 с конца. отличник круглый. занимаемся фигурным катанием 5 раз в неделю (выполнили норму 3 юн разряда), музыкалка (его идея, фортепьяно, хор), 2 раза репетитор по немецкому и 1 раз в неделю по казахскому (к сожалению, не говорю ни на одном из перечисленных языков) уроки делаем периодчисеки вместе
как это возможно? мотивация проста и жестока:
стараемся еще по выходным ездить в детский дом (для того, чтобы видел, что в жизни не все бывает так гладко как хотелось бы)
все эти родители в один голос утверждают, что ребенок "сам хочет",
и даже больше:
сама того не подозревая......я научился читать и считать уже в 5 лет. возможно дочка хочет побить мой рекорд и научиться всему этому уже в 3 годика )))
для чего эта гонка?
к примеру, моя доча умела на 1 сентября читать 20 слов в минуту. Умела писать печатными буквами. В то время как у нее "сильный" класс, т.е. много пере_подготовленных детей. Как думаете, что они делали, когда в учебнике шло чтение по слогам? когда нужно было складывать в пределах 10? сейчас 3-я четверть, они так в пределах 10 и считают. И надо ли было так напрягаться, с 2х лет, чтобы потом все это ребенок проходил в школе?..)))
есть мнение, что родители хотят сделать детей "лучшими в классе"
есть и другое - страх, что будет "дураком:
страх, что "учительница не будет любить"
мнение специалистов:
Венгер Александр Леонидович
Юлия Борисовна Гиппенрейтер:
А каково детям?.. перегружаться и "самим этого страстно хотеть?"
представьте, муж во время секса учит с Вами китайский...
или пришли посидеть в ресторан, вместо милой беседы "дорогая, скажи все то же самое, только на китайском"
или обсуждаете фильм, он "дорогая, говори по-китайски"
и мужу при этом нравится не язык, а сам процесс обучения жены! Ваше мнение и не спрашивают, тут такой выбор без выбора: хочешь получить внимание мужа - то если только общаться с ним на китайском. А он будет потом рассказывать на форумах и среди знакомых, какая у него жена-то одаренная: вот, даже китайский учит, САМА изъявляет желание... Вам понравится такое отношение?.. и долго получится терпеть?...
вопрос: почему дети все это терпят?
может, потому, что у них просто нет выбора?..
можно полистать книгу Никитиных для интереса, с каким восторгом они пишут о развитии своих деток - о том, как девочка поднимает невероятный вес, как они интеллектуально занимаются, читаешь и прямо красивая-красивая картинка перед глазами: все радостные, довольные счастливые. и посмотрите передачу, где эти самые дети уже выросли, и насколько они "благодарны" своим родителям за такое
пс, я не против амбиций: мне нравится играть на фоно - пошла учиться, играю. нравится развиваться - осваиваю новые методики преподавания, езжу на семинары и занимаюсь с детьми. Но мой ребенок растет отдельно от моих амбиций. Потому что у меня нет задачи прожить жизнь за ребенка - так я украду его жизнь и получу пустоту в своей, ибо что посеешь, то и пожнешь: посеешь слепоту и глухоту к потребностям ребенка - пожнешь ее тогда, когда ты будешь нуждаться в нем, а он в тебе - нет. И вот тогда заставить уже не сможешь, а поезд давно ушел...
но сейчас, пока дети терпят... такое отношение - это насилие. Очень власти хочется, а тут такие прекрасные подданные, которым некуда деваться - дети... Только посочувствовать младшему поколению.
- но ведь никто по рукам не бьет! не орет! какое же это насилие?
- насилие бывает разное.
бывает явное и скрытое.
Явное - это да, заставлять против воли.
Скрытое - заставлять через манипуляции (хорошим отношением, призами и тп). И вроде ребенок "сам хочет", а на самом деле его просто не спросили.
Бывают отношения, когда взрослые - как солнце. Когда любят и уделяют внимание ребенку не тогда, когда он делает то, что им нравится, а вообще потому, что это - их ребенок.
бывают (часто) отношения, когда взрослые - как лампочка. То гаснет, то мерцает, и, чтобы ее включить, ребенку нужно, как собаке Павлова, нажимать на кнопочку - проявлять чудеса интеллекта, быть покладистым и так далее.
какие отношения у Вас в семье - выбираете Вы
Да, нас тоже так воспитывали - в оценках, сравнениях, манипуляциях - это из поколения в поколение и впитывается с рождения. Можно говорить и открывать глаза, люди поблагодарят, а стереотипы будут срабатывать снова и снова. И это годами - выходить из-под влияния семьи и родителей...
но выбор всегда за нами
улучшение успеваемости - это естественный результат изменений в семье.
причины, по которым ребенок совсем не хочет учиться - в семье. Детям с 7 лет свойственно учиться. Так устроен мозг - им нравится узнавать новое, нравится мыслительная деятельность...
Но все параметры школьной готовности (их ок. 10) закладываются в возрасте 0-6/7 лет
бывает, что ребенок по возрасту 7-9-тилетний, а психологически ему только 1-3 года
при таком психологическом раскладе самостоятельно учиться он не сможет - только с помощью взрослого.
бывает, что у ребенка параметры школьной готовности на среднем уровне (опять же, учеба с помощью взрослого), а родители на этот уровень ну никак не согласны, им только "5" подавай - до ночи сидят и делают уроки с ребенком. Это приводит к желаемым оценкам, но заодно и к тому, что ребенок что-то делает только при наличии внешнего контроля. Что делает его ведомым и лишает самостоятельности.
бывает, что у ребенка параметры шк.готовности на высоком и ср-высоком уровне (уровней вообще 5), но родители хотят, чтобы учился идеально - и постоянно делают уроки с ребенком. Результат - его способности к самостоятельной учебе угасают, это закономерно: если есть внешний контроль, то нет внутреннего.
Бывает, что у ребенка параметры шк. готовности на среднем, ср-высоком уровне, т.е. кое-где он может справляться сам, кое-где - с помощью взрослого, но взрослый говорит "делай сам, ты же учишься" - и ребенок скатывается.
в современной школе, к сожалению, детям с высокими, средне-высокими показателями время от времени нужна помощь Потому что решать уравнения в 1кл противоречит ритму формирования мышления.
ну а если с учительницей не повезло, то... помощи нужно будет больше)))
вернемся к "Няне".
допустим, у ребенка средний уровень принятия задачи - т.е. он с трудом слышит и понимает устную инструкцию взрослого (в дочином "сильном" классе таких деток оказалось 30%). В основном считает ворон и рассеян, забывает записать домашку и тп (он ее просто не слышит, и не его в этом вина)
такой ребенок с трудом будет усваивать материал на уроке
только если дома с ним родители будут его заново проходить
что делать?
навык принятия задачи формируется через сотрудничество и поощрение самостоятельности.
т.е. благодаря изменениям в семье ребенок как бы "выныривает" из своего мира и начинает ориентироваться во внешнем. Сам, без помощи взрослого.
контрольно-оценочные действия: правильно списать с учебника (соблюсти красную строку, правильно прописать буквы, поставить запятую или точку и тп, сверить то, что написано в тетради с текстом учебника и тп)
если у ребенка средний уровень, он будет ловить 3-ки. Он даже проверяя, может не заметить своих ошибок...
как формируется КОД? через помощь по дому, подражание взрослому в его занятиях, через сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и тп.
КОД полностью блокируется в атмосфере критики. Оно и понятно: "я все делаю неправильно, кто-то знает лучше, чем я, зачем думать самому?"
и так - по всем остальным параметрам. Любой параметр школьной готовности закладывается в человеке поэтапно, с 0 до 6/7 лет...
и, если что-то западает, выровнять это можно не постоянным переписыванием черновиков, а изменением обстановки дома...