Таблица умножения-3
арифметика школа умножение
С девочками, а позже с Витей мы осваивали ее на просторе - во дворе. В квартире места мало, но ведь и у нас с Русом только начало, двойка.
В 1 классе в учебнике 1959 года программа была толковая и сложная. Да, там не было уравнений. Но изучали умножение и деление (на равные части, с делителем до 6-ти), операции с круглыми десятками (все 4 арифметических действия) в пределах 100.
Мы с Русом тоже стали знакомиться с умножением. Вначале я распечатала методичку Пчёлко за 1945 г "Преподавание Арифметики в начальной школе" и прочла, как же принцип умножения объясняют там.
В вальдорфе, например, чуть по-другому: много играют. Мне ближе вначале разобрать, а потом играть. Это можно сравнить с цементом: смешиваешь раствор, заливаешь его, а вот потом специальными машинами вибрируют изнутри
- Откладываю на счётах 2 косточки.
- две - отвечает Рус
И еще 2
- Сколько уже?
- 4
- Как ты узнал?
- Посчитал
- Давай это запишем: 2+2=4
А теперь отодвинь еще 2 косточки, сколько стало?
- 6
- Давай запишем: 2+2 будет 4, прибавили еще 2 стало 6.
И так до 10
- По сколько косточек мы откладывали каждый раз?
- По 2
- Сколько раз мы отложили по 2 косточки? Давай посмотрим на счётах
- 5 раз.
- А на доске это считается так - и я рисую палочки под каждой двойкой.
Видишь, умножение - это то же самое, что и сложение, только писать меньше.
Давай посчитаем наши косточки двойками
- 2, 4, 6, 8, 10
- Читаем третью строчку: к двум прибавить 2, прибавить еще 2. Четвёртую. Пятую. Как это можно сделать короче?
- Это икс!
- Похож на икс, да.
Вместо слово "взять" ставят косой крестик. Сейчас пишут точку. Вместо "5 раз" ставят 5, вместо "получится" ставят знак =
Прочитай, пожалуйста, что у нас записано: "две косточки по 5 раз равно 10"
- А теперь считаем магниты и записываем рядом
Рус торопится сказать верно и делает ошибки. Тогда мы проверяем счётом:
- Если к 10 прибавить 2, сколько станет?
- 12
- А если к 14 прибавить 2, сколько?
- 16
- короткая и длинная запись
- Будет 14
- Верно. А как сделать длинную запись? т.е. вместо умножения сделать сложение?
Рус торопится.
- Проверяй. Для этого надо посчитать двойки
Он считает "плюсы" и пишет лишнюю двойку
- Давай под каждой двойкой поставим палочку, так считать легче
Ура, 7 двоек.
- А теперь считаем: 2, 4, 6,.. 14!
Хотела поиграть с ним в "мешочек", куда можно сложить кусочки лего и быстро считать через умножение, но время вышло.
Нам еще надо с мужем позаниматься (планку сделать, пресс покачать, поприседать), мальчишкам - помыться и попить всей семьёй чаю. Потом я читаю Милане вслух "Трёх девочек" Верейской, а Рус с папой слушают аудиокнигу Германа Матвеева "Тарантул".
Приятно было то, что Руслан с утра вспоминал таблицу умножения ))) а вот сегодня как раз можно будет поиграть и начать решать задачки.
Игровое умножение.
8 марта на дворе, учёба совсем лишняя, для Руса это праздник, когда можно пропустить школу, покорить огромный сугроб и слопать кусок домашнего "Наполеона", запивая мятным чаем.
Умножение он яростно отверг.
Но не тут-то было, я вытащила из рукава игры от "Банды Умников"
- Этажики
- Много-много.
Этажики - на сложение-вычитание в пределах десяти и чуть больше. Мы играли в "Этажики" с большим удовольствием - игра хорошо продумана и было интересно даже Милане.
"Много-много" чуть другая, умножение там довольно простое (до 25, более сложное - в "Цветариуме"), но окошек маловато. Надо было сделать двойной комплект окошек. Но как вспомню их вырезание - так вздрогну
Играли 2 варианта - "вижу" и "стройка".
Руслан начал ориентироваться в таблице Пифагора и время от времени поглядывал на свои записи умножения на "два".
Третьей игрой стал "Руммикуб": дети доиграть не смогли, мы с мужем еще с полчаса раскладывали комбинации и в итоге пошли заедать мою победу окрошкой )))