1
Сталинская головоломка
Опубликовал: Радуга:),
05 Ноябрь 2017
·
1 175 Просмотров
школа арифметика математика
То, что идёт открытый развал массовой школы, как средней, так и высшей, ясно уже давно.
То, что ему можно противостоять, тоже правда.
Я понимаю, что не все могут объяснять школьную программу. И не у всех есть время и желание (или деньги на репетиторов).
Но если этим заняться - очень увлекательно и азартно. Шикарное средство от депрессии, даже если за окном уже который день слякоть, переменчивый дождик и поздняя осень.
Учить детей намного легче, чем кажется на первый взгляд: от великой державы нам достались лучшие в мире учебники.
Бери и делай
2 недели назад я писала о задаче из современного учебника, которую мы решали при помощи контейнера и мелков
Поэтому, увидев мельком похожее в задачнике Березанской (к Арифметике Киселёва для V класса), 1955, я обрадовалась: еще раз потренируем мозг!
Однако радоваться мне пришлось вдвойне - орешек оказался крепким! ибо сталинские задачки сложнее современных)))
Итак.
"Ж/д поезд на первой станции от Москвы спускает 112 пассажиров и берет 39 новых, на второй - берёт 45 и спускает 76, на третьей - берёт 108 и спускает 67, после этого в поезде остаётся 578 пассажиров. Сколько их было при отъезде из Москвы?"
Вначале эту задачу я попросила объяснить мужа, чтобы потом разобрать с Миланой. Муж решил методом уравнения. Но в сталинских учебниках про этот метод оговаривалось в примечании: "реши задачу с помощью уравнения", поэтому в данном случае такой метод возможен, но не обязателен.
Милана ничего не поняла.
Настала моя очередь. Мы чертили схему: прямоугольник "М" (Москва), вытянутый прямоугольник, разделённый на 3 части. Для визуального канала писали цифры ушедших и пришедших разными цветами (лично мне это помогает), 578.
Решили одним способом.
Решили вторым.
Без толку. Решение найдено, но почему оно такое - ребёнок не понял...
Я рисую домики "уменьшаемое-вычитаемое-разность" (остальные схемы к задачам по матеше 1-4 можно смотреть здесь ).
Бесполезно. Как домики связаны с задачей - неясно.
Чёрный цвет 63 показывает, что ушедших больше. И чо?..
Поезд с фломастерами оказался бессилен... Милана смотрит на меня, как на фокусника: что-то я такое вытворяю с маркерами, отчего меняются числа: было 5, но после 3х остановок тарелки на полу стало вдруг 4... Бермудский треугольник!
*Есть хитрый метод Софьи Николаевны Лысенковой - она учила своих первашей определять арифметические действия в задаче по ключевым словам. Слово "осталось" - всегда про вычитание. Но этот способ в 5 классе уже не катит: он хорош, как опора для малышей.
Поэтому я про него молчала.
В первый день результат огорчительный.
Я рисую напоследок добавку: 63 красных. Больше прибывших и даю Милане задание подумать, как связана "победа зелёных", "победа чёрных" и домики?
На второй день результат тот же. Ответа нет ни к задаче, ни к связи домиков и цвета...
Ясно, что, ставя "двойку" ребёнку, учитель ставит её себе - не смог объяснить.
Если убрать оценки в сторону, особый азарт педагога в том, как подобрать ключик, если прежние не работают?..
Надо перевести задачу в более понятное русло.
Она будет не про поезд и людей. Она будет про рубли: накопления, получение карманных денег и расходы...
Милана до сих пор играет в сюжетно-ролевые игры и недавно со своей подругой Юлей сделали всё нужное для "Магазина". И продукты нарезали из цветной бумаги, и купюры отрисовали, и Русов счётный материал в виде копеечек, который не используется в школе, пошёл в ход. Вот и пригодились игрушечные деньги для серьёзной задачи
Раскладываю цветастые купюры и строю аналогичную задачу.
Дело пошло в гору: ребёнок, видя, как движутся рубли туда-сюда, сообразил, что первоначальная сумма уменьшилась. Потому что потрачено больше.
Теперь ясно, зачем нужна разность, зачем выяснять, кто победил: чёрные или зелёные?
Запустим задачу наоборот: победили доходы.
Тоже решается быстро.
Понятным стало всё: и цвет победителей, и домики, и то, что ко второй задаче нужен другой "домик".
С остальными тремя дело шло легче (у нас договор на 4 сталинских задачи в неделю, обычно Милана решает их в один присест).
И теперь главный вопрос: как внедрить в расписание арифметику и английский, сохранив баланс школа-кружки-друзья-свободное время?..
Видимо, сократим иностранный до 45 минут на занятие. И посмотрим, как пойдёт... потому что арифметика важнее.
То, что ему можно противостоять, тоже правда.
Я понимаю, что не все могут объяснять школьную программу. И не у всех есть время и желание (или деньги на репетиторов).
Но если этим заняться - очень увлекательно и азартно. Шикарное средство от депрессии, даже если за окном уже который день слякоть, переменчивый дождик и поздняя осень.
Учить детей намного легче, чем кажется на первый взгляд: от великой державы нам достались лучшие в мире учебники.
Бери и делай
2 недели назад я писала о задаче из современного учебника, которую мы решали при помощи контейнера и мелков
Поэтому, увидев мельком похожее в задачнике Березанской (к Арифметике Киселёва для V класса), 1955, я обрадовалась: еще раз потренируем мозг!
Однако радоваться мне пришлось вдвойне - орешек оказался крепким! ибо сталинские задачки сложнее современных)))
Итак.
"Ж/д поезд на первой станции от Москвы спускает 112 пассажиров и берет 39 новых, на второй - берёт 45 и спускает 76, на третьей - берёт 108 и спускает 67, после этого в поезде остаётся 578 пассажиров. Сколько их было при отъезде из Москвы?"
Вначале эту задачу я попросила объяснить мужа, чтобы потом разобрать с Миланой. Муж решил методом уравнения. Но в сталинских учебниках про этот метод оговаривалось в примечании: "реши задачу с помощью уравнения", поэтому в данном случае такой метод возможен, но не обязателен.
Милана ничего не поняла.
Настала моя очередь. Мы чертили схему: прямоугольник "М" (Москва), вытянутый прямоугольник, разделённый на 3 части. Для визуального канала писали цифры ушедших и пришедших разными цветами (лично мне это помогает), 578.
Решили одним способом.
Решили вторым.
Без толку. Решение найдено, но почему оно такое - ребёнок не понял...
Я рисую домики "уменьшаемое-вычитаемое-разность" (остальные схемы к задачам по матеше 1-4 можно смотреть здесь ).
Бесполезно. Как домики связаны с задачей - неясно.
Чёрный цвет 63 показывает, что ушедших больше. И чо?..
Поезд с фломастерами оказался бессилен... Милана смотрит на меня, как на фокусника: что-то я такое вытворяю с маркерами, отчего меняются числа: было 5, но после 3х остановок тарелки на полу стало вдруг 4... Бермудский треугольник!
*Есть хитрый метод Софьи Николаевны Лысенковой - она учила своих первашей определять арифметические действия в задаче по ключевым словам. Слово "осталось" - всегда про вычитание. Но этот способ в 5 классе уже не катит: он хорош, как опора для малышей.
Поэтому я про него молчала.
В первый день результат огорчительный.
Я рисую напоследок добавку: 63 красных. Больше прибывших и даю Милане задание подумать, как связана "победа зелёных", "победа чёрных" и домики?
На второй день результат тот же. Ответа нет ни к задаче, ни к связи домиков и цвета...
Ясно, что, ставя "двойку" ребёнку, учитель ставит её себе - не смог объяснить.
Если убрать оценки в сторону, особый азарт педагога в том, как подобрать ключик, если прежние не работают?..
Надо перевести задачу в более понятное русло.
Она будет не про поезд и людей. Она будет про рубли: накопления, получение карманных денег и расходы...
Милана до сих пор играет в сюжетно-ролевые игры и недавно со своей подругой Юлей сделали всё нужное для "Магазина". И продукты нарезали из цветной бумаги, и купюры отрисовали, и Русов счётный материал в виде копеечек, который не используется в школе, пошёл в ход. Вот и пригодились игрушечные деньги для серьёзной задачи
Раскладываю цветастые купюры и строю аналогичную задачу.
Дело пошло в гору: ребёнок, видя, как движутся рубли туда-сюда, сообразил, что первоначальная сумма уменьшилась. Потому что потрачено больше.
Теперь ясно, зачем нужна разность, зачем выяснять, кто победил: чёрные или зелёные?
Запустим задачу наоборот: победили доходы.
Тоже решается быстро.
Понятным стало всё: и цвет победителей, и домики, и то, что ко второй задаче нужен другой "домик".
С остальными тремя дело шло легче (у нас договор на 4 сталинских задачи в неделю, обычно Милана решает их в один присест).
И теперь главный вопрос: как внедрить в расписание арифметику и английский, сохранив баланс школа-кружки-друзья-свободное время?..
Видимо, сократим иностранный до 45 минут на занятие. И посмотрим, как пойдёт... потому что арифметика важнее.