"Вывод грустен и банален: погоня за отметками снижает качество и учебного процесса, и учебного результата."
---В течение третьей и четвертой четверти мы занимались с восьмиклассниками программированием. В третьей четверти мы договорились, что всем был гарантирован хороший или отличный результат, так что об отметках можно было не беспокоиться. Помимо этой договоренности, были разработаны манифесты учения, где приписывались базовые свободы: выбора заданий, консультаций с одноклассниками и учителем, движения на уроке, отсутствия влияния ошибок на результат и так далее. Договоренности позволяли спокойно сконцентрироваться на процессе учения, что, собственно, и было проделано практически всеми восьмиклассниками. Количество решенных задач было впечатляющим, степень вовлеченности - тоже, все ученики решали задачи. Списывания практически не наблюдалось, за очень редкими исключениями. Дети демонстрировали устойчивый интерес.
В четвертой четверти правила несколько изменились - нужно было добиться некоторой минимальной планки, определенного результата, выраженного в отметках, опираясь на то, что было достигнуто в предыдущей четверти. Гарантия хорошего и отличного оценивания ушла. Причем планка отличного результата была поставлена достаточно низкая. Остальные договоренности остались в силе - возможность пользоваться помощью одноклассников, консультациями учителя в любой момент, свобода выбора заданий, возможность сколько угодно ошибаться до успеха и так далее.
Изменения привели к тому, что вовлеченность детей снизилась, несколько учеников выпали из процесса до последнего момента, когда начали подводиться результаты, после чего предприняли лихорадочные попытки списать и получить приемлемый для себя результат. Были ученики, которые решали задачи в третьей четверти, а в четвертой к ним даже не притронулись. Были и дети, которые не показали каких-либо изменений в учебном стиле.
Если говорить о количествах, в четвертой четверти произошло отчетливое разделение учеников на три группы:
1) те, кто продолжал учиться в том же стиле, что и раньше, добившись впечатляющих результатов (меньшая часть, порядка 15-20 процентов),
2) те, кто сконцентрировался на получении хорошей и отличной отметки, добившись результатов ощутимо меньших, чем ранее, хотя в ряде случаев обеспечив себе отличную или хорошую отметку за четверть (большинство детей, около 65-75 процентов);
3) те, кто в той или иной степени выпал из процесса и предпринял попытки компенсировать это в последний момент, воспользовавшись чужими результатами (около 10-15 процентов, по моим прикидкам).
Я связываю уменьшение результатов и успешности детей в первую очередь с тем, что изменилось качество подхода: мною было привнесено всего одно дополнительное правило, и это правило заставило их сконцентрироваться на результате, то есть превратило игру в программирование в работу по программированию. В этот момент в большинстве случаев учение пошатнулось или ощутимо обрушилось, а результат стал зависеть не от внутреннего мотива ученика и его увлеченности, а от внешнего мотива, заданного учителем. И это учитывая наличие выбора, возможность помощи одноклассников, демократическую атмосферу и прочие приятности. Атмосфера, кстати, тоже изменилась: расслабленной активности осталось немного, она сменилась в большинстве случаев напряженной активностью, а порой пассивностью.
Вывод грустен и банален: погоня за отметками снижает качество и учебного процесса, и учебного результата. И то, что мы привыкли навязывать ученику как необходимый труд, ведет к падению результатов относительно отношения к учению как к игре.--- эксперимент провел Владимир Погодин
Вот почему в преподавании я обхожусь без отметок, о чём и говорю детям. Оценки не просто бесполезны, они вредны.
Окинем взглядом современное образование с т.з. цифр в дневниках и журналах и увидим печальную картину. Ее видят и школьные психологи, если делают диагностику учебной мотивации по Матюхиной. Согласно ее методике, мотивов для посещения школы может быть несколько:
1. долга и ответственности (правильность, навязанная родителями)
2. самосовершенствования и саморазвития (включается в человеке в 15-16л, когда мозг созревает для обозрения дальнего будущего, недаром специальное образование предлагается именно в этом возрасте)
3. мотивация благополучия (любые поощрения за хорошие отметки - деньги, подарки, походы в кино и тп.)
4. мотивация престижа ("хороший понт дороже денег")
5. мотивация избегания неприятностей (проще говоря, страх наказания и плохого отношения за плохие оценки)
6. мотивация оценкой (учёба ради самих отметок)
7. мотивация общения и сотрудничества (норма для подростков, 11-14л, когда дети ходят в школу потусить с ровесниками)
8. мотивация содержанием
9. мотивация процессом.
Только последние 2 вида мотивации в началке и среднем звене (+№2 - в старшем) говорят о том, что ребенок учится ради удовольствия: ему нравится узнавать новое, делать открытия. Ему интересно. У ребёнка хороший педагог.
Часто, размышляя об учёбе, люди ориентируются только на информацию, а ее можно добыть в интернете на любую тему. В педагогике главное душевность, стать для детей таким педагогом. которого впустят в душу и на которого будут равняться. Вот эту марку и нужно держать. И может быть обучение для будущих педагогов будет двигаться именно в эту сторону - как стать ребенку другом, от которого тот примет все. Бывает, что многие становятся специалистами по тем предметам. по которым добрые (помимо знаний) учителя. Продолжить дело своего кумира захотят многие... именно так стала педагогом и я...)))
А что делать нам, родителям, если мы не можем изменить школьную систему?
Конечно, спокойно относиться к отметкам. Оценка в современной школе - давно не показатель усвоения...
Школьная программа хаотична, значит, нужно дополнительно заниматься с ребёнком, но тут важно без фанатизма. У нас в семье это 4 задачи в неделю из сталинской арифметики.
И еще что мы можем сделать - искать душевных учителей. В школе их мало, но они есть в дополнительном образовании. Ведь если задуматься, "образование" - от слова "образ", какой образ примеряет на себя ребёнок, погружаясь в предмет?
И если это образ светлый, увлекательный и добрый, учение становится удовольствием.
---В течение третьей и четвертой четверти мы занимались с восьмиклассниками программированием. В третьей четверти мы договорились, что всем был гарантирован хороший или отличный результат, так что об отметках можно было не беспокоиться. Помимо этой договоренности, были разработаны манифесты учения, где приписывались базовые свободы: выбора заданий, консультаций с одноклассниками и учителем, движения на уроке, отсутствия влияния ошибок на результат и так далее. Договоренности позволяли спокойно сконцентрироваться на процессе учения, что, собственно, и было проделано практически всеми восьмиклассниками. Количество решенных задач было впечатляющим, степень вовлеченности - тоже, все ученики решали задачи. Списывания практически не наблюдалось, за очень редкими исключениями. Дети демонстрировали устойчивый интерес.
В четвертой четверти правила несколько изменились - нужно было добиться некоторой минимальной планки, определенного результата, выраженного в отметках, опираясь на то, что было достигнуто в предыдущей четверти. Гарантия хорошего и отличного оценивания ушла. Причем планка отличного результата была поставлена достаточно низкая. Остальные договоренности остались в силе - возможность пользоваться помощью одноклассников, консультациями учителя в любой момент, свобода выбора заданий, возможность сколько угодно ошибаться до успеха и так далее.
Изменения привели к тому, что вовлеченность детей снизилась, несколько учеников выпали из процесса до последнего момента, когда начали подводиться результаты, после чего предприняли лихорадочные попытки списать и получить приемлемый для себя результат. Были ученики, которые решали задачи в третьей четверти, а в четвертой к ним даже не притронулись. Были и дети, которые не показали каких-либо изменений в учебном стиле.
Если говорить о количествах, в четвертой четверти произошло отчетливое разделение учеников на три группы:
1) те, кто продолжал учиться в том же стиле, что и раньше, добившись впечатляющих результатов (меньшая часть, порядка 15-20 процентов),
2) те, кто сконцентрировался на получении хорошей и отличной отметки, добившись результатов ощутимо меньших, чем ранее, хотя в ряде случаев обеспечив себе отличную или хорошую отметку за четверть (большинство детей, около 65-75 процентов);
3) те, кто в той или иной степени выпал из процесса и предпринял попытки компенсировать это в последний момент, воспользовавшись чужими результатами (около 10-15 процентов, по моим прикидкам).
Я связываю уменьшение результатов и успешности детей в первую очередь с тем, что изменилось качество подхода: мною было привнесено всего одно дополнительное правило, и это правило заставило их сконцентрироваться на результате, то есть превратило игру в программирование в работу по программированию. В этот момент в большинстве случаев учение пошатнулось или ощутимо обрушилось, а результат стал зависеть не от внутреннего мотива ученика и его увлеченности, а от внешнего мотива, заданного учителем. И это учитывая наличие выбора, возможность помощи одноклассников, демократическую атмосферу и прочие приятности. Атмосфера, кстати, тоже изменилась: расслабленной активности осталось немного, она сменилась в большинстве случаев напряженной активностью, а порой пассивностью.
Вывод грустен и банален: погоня за отметками снижает качество и учебного процесса, и учебного результата. И то, что мы привыкли навязывать ученику как необходимый труд, ведет к падению результатов относительно отношения к учению как к игре.--- эксперимент провел Владимир Погодин
Вот почему в преподавании я обхожусь без отметок, о чём и говорю детям. Оценки не просто бесполезны, они вредны.
Окинем взглядом современное образование с т.з. цифр в дневниках и журналах и увидим печальную картину. Ее видят и школьные психологи, если делают диагностику учебной мотивации по Матюхиной. Согласно ее методике, мотивов для посещения школы может быть несколько:
1. долга и ответственности (правильность, навязанная родителями)
2. самосовершенствования и саморазвития (включается в человеке в 15-16л, когда мозг созревает для обозрения дальнего будущего, недаром специальное образование предлагается именно в этом возрасте)
3. мотивация благополучия (любые поощрения за хорошие отметки - деньги, подарки, походы в кино и тп.)
4. мотивация престижа ("хороший понт дороже денег")
5. мотивация избегания неприятностей (проще говоря, страх наказания и плохого отношения за плохие оценки)
6. мотивация оценкой (учёба ради самих отметок)
7. мотивация общения и сотрудничества (норма для подростков, 11-14л, когда дети ходят в школу потусить с ровесниками)
8. мотивация содержанием
9. мотивация процессом.
Только последние 2 вида мотивации в началке и среднем звене (+№2 - в старшем) говорят о том, что ребенок учится ради удовольствия: ему нравится узнавать новое, делать открытия. Ему интересно. У ребёнка хороший педагог.
Часто, размышляя об учёбе, люди ориентируются только на информацию, а ее можно добыть в интернете на любую тему. В педагогике главное душевность, стать для детей таким педагогом. которого впустят в душу и на которого будут равняться. Вот эту марку и нужно держать. И может быть обучение для будущих педагогов будет двигаться именно в эту сторону - как стать ребенку другом, от которого тот примет все. Бывает, что многие становятся специалистами по тем предметам. по которым добрые (помимо знаний) учителя. Продолжить дело своего кумира захотят многие... именно так стала педагогом и я...)))
А что делать нам, родителям, если мы не можем изменить школьную систему?
Конечно, спокойно относиться к отметкам. Оценка в современной школе - давно не показатель усвоения...
Школьная программа хаотична, значит, нужно дополнительно заниматься с ребёнком, но тут важно без фанатизма. У нас в семье это 4 задачи в неделю из сталинской арифметики.
И еще что мы можем сделать - искать душевных учителей. В школе их мало, но они есть в дополнительном образовании. Ведь если задуматься, "образование" - от слова "образ", какой образ примеряет на себя ребёнок, погружаясь в предмет?
И если это образ светлый, увлекательный и добрый, учение становится удовольствием.
не помню, писала об этом или нет: был как-то день открытых дверей в школе, 2 урока. пришли, сидим. через 15 минут я увидела, как мое дите стало пихать локтем соседа по парте.
и ощутила такое же желание в себе.
как скучно то было! хотя там учительница и проектор пыталась задействовать. но так монотонно, медленно и ужасно все это было.
сразу поняла, почему в дневнике вечное "ПОВЕДЕНИЕ!" и "Поведение ужасное!"
да тут кто хочет начнет шалить, блин, от такой тоски. а это было только 2 урока, не 4 и не 5.