С одной стороны, есть методы, которые помогают считать, запоминать стихи и таблицу умножения даже детям с ЗПР – нам их показывали на курсе вальдорф-педагогов.
Какой ужас творится в системе образования, я видела как детский психолог. И знала, что нужно этому ужасу противостоять, насколько возможно.
С другой стороны, классная вызвала столько ненависти к учёбе, что отторжение перешло на все предметы, кроме физкультуры и рисования и любые мои усилия выровнять ситуацию вели к конфликтам.
Это понятно – я боролась с ребёнком. За оценки.
Правда, что ли, меня волновало будущее ребёнка? Если честно?
Нет.
Я знала женщину, которая трудилась уборщицей, и за 4 часа получала 30 долларов. 9 классов образования и ПТУ. Она работала полдня, с 2-мя выходными. Зарабатывала больше, чем многие за 10 часов в день.
Я сама делала диагностику мышления и видела, что сейчас оценки не отражают знания. Они отражают развитую память, а мышление при хороших отметках может быть неразвитым, ибо
Только к концу первого класса до меня стало доходить, на что это похоже. На моё собственное детство, где была связка «ребенок учится хорошо – значит я хорошая мама». И по сценарию я стала разрушать отношения. Ради цифр, которые ничего не значат.
К этой идее, об их незначительности, я шла долго. Мой собственный опыт, напор и педагогические приёмы отскочили от стены сопротивления, как орехи от наклонной крыши.
«Сила действия равна силе противодействия», третий закон Ньютона.
Нравится ли ребёнку быть отстающим? В началке обычно нет, ибо это возраст учёбы, возраст, когда хочется, чтобы твои усилия в счёте и письме приносили результат. Возраст огорчения, если это не получается... Ребенок хочет учиться (если пошёл в школу в 7, попал к хорошему педагогу) и делает это с удовольствием (если психологически и академически был готов).
А если не получается? Всякое бывает, случается, что и ломается: «Я дурак, никчёмный, неспособный».
У нас было другое: «Вот и не буду учиться!» - противостояние и борьба. И это тоже мне знакомо, помнится, когда вышла замуж, с удовольствием любовалась на кураи: важнее было доказать своё право принимать решения самостоятельно, чем согласиться со старшими, что огород – это здорово. Даже себе во вред, правота важнее...
Так было у нас с Миланой. Не хочется получать «пары», но, когда давят взрослые – лучше уж они, чем подчиниться...
Понемногу из этого болота привычных моделей «оценки важны» я вылезла на обзорную кочку. И увидела, что система умело разрушает личность. Что учителя и администрация – её заложники. Они настолько погрузились в ворох бумаг и морок растерянности, что перестали видеть детей. Многие превратились в роботов-исполнителей.
И по привычке обвиняют, манипулируют, угрожают детям и родителям – ради отчётов и показателей.
А что родители? родители ведутся и требуют, орут и наказывают за оценки.
Шарик-марик. Пока твоё внимание отвлекают, можно украсть самое ценное – наши отношения, взаимопонимание и поддержку. Красть не надо, сами отдаём, полные чувства вины, разочарования в себе и детях. Бессилие. Опускаются руки. Тупик.
То, что надо.
Система против ребёнка.
А кто на его стороне?..
Там может быть семья. Помню, когда моей подруге нужно было сделать аборт, она рассказала всё мне, а не маме... Нам самим нужны отношения с детьми, чтобы оперативно им помочь в случае чего...
Когда спало напряжение и ушло противостояние, я нашла в себе силы посочувствовать.
Тут же подоспели «естественные последствия» - «двоечники будут дополнительно заниматься по основным предметам». Надо ли говорить, что эта новость оказалась для Миланы лучшим мотиватором.
Получив мою поддержку, она стала учиться: вместо прежнего соперничества друг с другом мы перешли к сотрудничеству. За 3 недели усвоили вальдорф и мнемнотехники, которые отрицались почти год.
Во втором классе Милана перешла к другому педагогу. Стала учиться с удовольствием и многое успевать: школа, помощь по дому, кружки, свободное время...
А соперничество моё никуда не ушло. Наоборот, во мне появился азарт и вдохновение: как перехитрить систему?
Как вытащить детей из болота и показать, что учиться может быть интересно и увлекательно? Что английский – это не тупо «чтение-перевод», это весело, задорно и «самый лучший день в моей жизни?»
Как выстроить отношения с ребёнком, чтобы договориться о дополнительной арифметике?
Как сделать скучные задачи на скорость живыми, засекая время на телефоне?
Как рассчитать краску для ремонта кабинета, используя пластиковый контейнер?
Как объяснить 2 вида деления – на равные части и по содержанию, через конфеты и орехи?
Говорят, в Алгебре А.П.Киселёва абстрактные вещи выходили из привычных. Алгебру я еще не распечатала – время еще есть в запасе, как раз научусь читать старый алфавит ^_^
И в общем, быть на стороне ребёнка против системы мне нравится больше, чем наоборот.
Такова наша школа – на новом витке.
Когда не нужно учить таблицу умножения, но нужно учить_ся быть рядом, поддерживать и помогать.
Школа для родителей.
супер. многому учусь у тебя.
своему тоже сказала, что на оценки насрать. важен его интерес и знания. тесты после первого класса написал на три. ну, ок.
когда из училка сказала, что повесит на стенку хрень со звездочками, которые дают типа за успеваемость, я подумала: надо рассказать сыну, что ето фигня полная, чтоб не парился.