Я-сообщение: способ сообщить близким о своих мыслях и чувствах, выразить пожелания. "Отражение эмоций" для себя.
Преимущества я-сообщения:
Они помогают выстраивать диалог - ведь когда мы общаемся (в меру сил) без обвинений, другой человек общается без мощной защиты и сопротивления.
С позиции Эрика Бёрна общение происходит на уровне Взрослый-Взрослый.
Есть мнение, что из наших мыслей появляются наши чувства и, пока мы анализируем факты, соображаем, чего ж мы там подумали, накал страстей снижается, а уж когда называем своё чувство - становится еще спокойнее.
Совсем хорошо - это если в ответ собеседник выражает поддержку:
- называет чувство "да, это раздражает"
- "да, я тебя понял(а)",
- использует парафраз "тебе мешает, когда мы разговариваем"
- или просто коротко сообщает, что нас услышали: "ясно"
- можно просто кивнуть (программа-минимум)))
Не знаю, получится ли у нас с детьми приготовить такой торт из газет, но раскрашивать мы его точно будем (если, конечно, я не забуду мелки, как в прошлый раззабыла взять мячики с перловкой)))
для подростков схема "продвинутая"
есть и задание для заинтересованных родителей:
Задание 1. Составить «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»
Ситуации 1. Ребёнок поел и оставил тарелку на столе.
Ситуация 2. У ребёнка в дневнике очередное замечание классного руководителя о плохом поведении.
Ситуация 3. Учитель объясняет новый материал на доске, ученик в это время разговаривает.
Задание 2. Придумайте я-высказывание
Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.
Ваши слова: 2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребёнок не выполнил часть домашнего задания.
Ваши слова: 1. « Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».
Ситуация 3. Вам необходимо сделать определённую работу дома, а ваш ребёнок постоянно отвлекает вас: задаёт вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.
Ваши слова: 1. «Перестань меня дёргать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».
Задание 3. Придумать 2-3 ситуации нежелательных действий ребёнка и составить несколько вариантов «Я-сообщений»
Ловушка! Я-сообщение – это способ адекватно выразить свои эмоции, а не манипуляция для достижения желаемого результата. Для достижения результатов есть другие методы общения.
Преимущества я-сообщения:
- говорим о себе, а не о собеседнике (в отличии от «Ты-сообщения»).
- обходимся без обвинений и «наездов»
- Безоценочно описываем факты
- Сообщаем о своих пожеланиях
- Включаем в себе позицию Взрослого
- Берем ответственность за свои чувства на себя
- Уважаем собеседника
Они помогают выстраивать диалог - ведь когда мы общаемся (в меру сил) без обвинений, другой человек общается без мощной защиты и сопротивления.
С позиции Эрика Бёрна общение происходит на уровне Взрослый-Взрослый.
Есть мнение, что из наших мыслей появляются наши чувства и, пока мы анализируем факты, соображаем, чего ж мы там подумали, накал страстей снижается, а уж когда называем своё чувство - становится еще спокойнее.
Совсем хорошо - это если в ответ собеседник выражает поддержку:
- называет чувство "да, это раздражает"
- "да, я тебя понял(а)",
- использует парафраз "тебе мешает, когда мы разговариваем"
- или просто коротко сообщает, что нас услышали: "ясно"
- можно просто кивнуть (программа-минимум)))
Не знаю, получится ли у нас с детьми приготовить такой торт из газет, но раскрашивать мы его точно будем (если, конечно, я не забуду мелки, как в прошлый раззабыла взять мячики с перловкой)))
для подростков схема "продвинутая"
есть и задание для заинтересованных родителей:
Задание 1. Составить «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»
Ситуации 1. Ребёнок поел и оставил тарелку на столе.
Ситуация 2. У ребёнка в дневнике очередное замечание классного руководителя о плохом поведении.
Ситуация 3. Учитель объясняет новый материал на доске, ученик в это время разговаривает.
Задание 2. Придумайте я-высказывание
Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.
Ваши слова: 2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».
Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребёнок не выполнил часть домашнего задания.
Ваши слова: 1. « Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».
Ситуация 3. Вам необходимо сделать определённую работу дома, а ваш ребёнок постоянно отвлекает вас: задаёт вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.
Ваши слова: 1. «Перестань меня дёргать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».
Задание 3. Придумать 2-3 ситуации нежелательных действий ребёнка и составить несколько вариантов «Я-сообщений»
Ловушка! Я-сообщение – это способ адекватно выразить свои эмоции, а не манипуляция для достижения желаемого результата. Для достижения результатов есть другие методы общения.