веселая математика
школа математика 4 класс вальдорф арифметика
V = S:t
Можно сколько угодно писать о том, что происходящее в современной школе и вузе - преступление, но полезнее задаться вопросом, что делать и приступить к активным действиям.
Многие родители, чьи дети еще не пошли в школу, боятся заранее. Признаюсь, я и сама боялась, даже вдвойне и втройне, ведь видела изнанку - как педагог и психолог. У меня даже были мысли о ДО. Они и сейчас, бывает, одолевают, но школа - это социализация, и с этим ничего не поделать. Нашим детям предстоит жить среди детей, которые учатся в общеобразовательных школах. Им нужно научиться гибкости, стрессоустойчивости, выдержке и получить огромный бесценный опыт поддержки со стороны родителей. Тогда никакая школа не страшна. Ребенку - не страшна, а как быть с родительскими страхами?
Родители, видя, как мучаются дети, чувствуют беспомощность и растерянность: "Ну если уж в школе не научили, то я тем более не смогу" - отсюда появляется большое желание отдать в частную школу или в гимназию или загрузить репетиторами, "чтоб научили".
Но в частной школе недостаточный уровень социализации, гимназией и репетиторами есть риск перегрузить ребенка - а от перегрузок дети болеют и могут вообще отвернуться от учёбы. Бывает и противоположный вариант: вечное соперничество с миром, но и в этом радости мало... Случаются срединные, но в целом картина не очень радует...
Можно вообще забить на школьную программу до старшего звена, потому что ее можно освоить за 2-3 года, без напряга. Обычно мальчики и начинают учиться в 10-11 классе, когда девочки уже о замужестве думают))) И вот эти мальчики делают резкий скачок и мы слышим слова "не мальчика, но мужа"... В старших классах, т.е. когда мозг перестроился на дальнюю перспективу, когда ребенок определился, кем он бы хотел стать (сам определился, это важно!) можно обращаться к репетиторам и готовиться по ключевым предметам.
Началка - прекрасное время для учебы, здесь важен хороший учитель и адекватная нагрузка. Но понимания, кем бы ребенок хотел стать, еще нет. Ведь у детей началки конкретное мышление, перспективное восприятие и планирование отсутствует.
Среднее звено - пубертат = самый неудачный для учебы период в жизни человека Гормональная перестройка, бурный рост, повторная половая самоидентификация, друзья, общение, интересы среды сверстников, отрыв от родительской семьи и авторитета учителя. Вот когда учеба отправляется на галерку, поближе к родительским нотациям, в самый конец приоритетов)))
Поэтому дети учатся в началке и старшем звене. В началке учеба без перегрузок нужна еще и потому, что в это время желательно развивать ребенка на кружках и секциях. Это - фундамент будущей профориентации. Поэтому - обычная госшкола и хорошая учительница.
Если ребенок что-то не понимает, но понимать хочет, есть вариант: осваивать непонятные моменты дома, по ходу изучения. Без фанатизма и загонов. В принципе, если пролистать учебники начальной школы, то мы увидим, что весь блок началки состоит из нескольких тем. Это не высшмат. Не сопромат и не интегралы. Это - арифметические действия, уравнения, дроби, метрическая система, формулы скорости (движение), площади и стороны фигур и задачи по этим вопросам)))
можно понемногу заниматься, без истерик и фанатизма, с подручными предметами и схемами.
Например, по средам у нас дома проходят математические заседания
Почему у нас дома? потому что муж может сидеть с младшими мужиками только 2 раза в неделю, пока я веду английский в нашем социальном клубе, а с задачами у многих детей затык. Всех не спасти, но некоторым помочь - можно.
в 4 кл в основном задачи на скорость и метрические фокусы. И то, и другое можно обыгрывать одновременно.
для занятия нам потребуется:
- рулетка
- ламинированные полоски по 1 дм
- карточки с формулами
- секундомер (он же смартфон)))
Для начала мы измерили комнату шагами. Выпадало по-разному, то 65, то 69, поэтому сделала вот как:
2 шага - 130 см, как узнать длину одного шага?
Милана уже соображает, что нужно делить. Люда считает каждый см...
Показываю, что есть вариант деления - 130: 2= 65. Вот и записываем: 1 шаг = 65 см
как узнать расстояние от стены до стены? Пройти шагами. Итого 10 шагов.
сколько см от стены до стены?..
Люда еще не понимает принцип умножения. Поэтому записываем на доске:
65+65+65+65+65+65+65+65+65+65
как посчитать столько сложений?
***под каждым числом пишем палочку для наглядности, итого 10 палочек
что мы делаем, если нужно складывать одно и то же число?
мы сложение заменяем умножением: умножение - это умное сложение.
Милана этот принцип уже знает, но Люда с ним работает только во второй раз. В старых учебниках было много заданий "замени сложение умножением", и дети очень хорошо понимали, в чем суть арифметических действий. А сейчас это нужно разбирать отдельно. Впрочем, ничего сложного в этом нет..)))
в результате: 65 х 10 = 650 см
МЕРЫ ДЛИНЫ:
смотрим на полоску 1 дм. Вспоминаем: 1 дм - 10 см. 1м - 10 дм. 1м - 100 см.
измеряем: сколько дм в 70 см? сколько дм в 50 см? прикладываем к рулетке наши полоски в 1 дм и проверяем.
переводим 650 см в дециметры: 60 дм и 50 см. 50 см еще раз переводим в 5 см. Получаем 65 дм
СКОРОСТЬ
как узнать скорость? выбираем карточку - на обратной стороне формула.
теперь ходим. Медленно. Быстро. Бежим. Милана - на секундомере (она сегодня приболела и наблюдала за похождениями с дивана)
делим расстояние на время
записываем результаты
59 см/сек
81 см/сек
162 см/сек
216 см/сек
325 см/сек
в конце хорошо бы сделать сводную таблицу, для наглядности - мы ее нарисовали уже на другом занятии и заполняли другими числами.
неожиданно, занудные, скучные и сложные задачи на скорость оказались очень интересными)))
после таких упражнений можно и на горку наведаться)))
Среда - сумасшедший день. С утра нужно покормить маленького, приготовить обед (он же ужин), написать отчет. Потом съездить за детьми, пока варятся макароны для болоньезе, а девочки переодеваются, я, надев рюкзак с Аланом, быстро пройдусь по кухне, протирая пол. В общем-то, несложное дело, но, учитывая, сколько их таких, несложных, на 10 минут, в течение дня, под вечер выматываюсь...
однако солнце еще высоко! за обедом обсуждаем школу и всякое девочковое. Рената у нас в первый раз, поэтому присматривается. По характеру она очень спокойная и доброжелательная - едва завидев ее, Алан стал скакать в рюкзаке, улыбаться во весь рот и выговаривать все гласные, какие знает))))
После обеда небольшой перерыв - и физкультура. Зачем физкультура и какая нужна, напишу отдельно.
Дети обожают физкультуру. Получается у всех по-разному. Людочка, которая медленнее осваивает грамоту, прекрасно перекатывается и делает сложные упражнения. Милана соображает быстро, но вот специальная зарядка ей дается сложнее. Да, в этих упражнениях важна не скорость. Важен ритм, координация и верность выполнения.
Что интересно, даже упражнение ШАРИК при всей кажущейся легкости получилось только на 5-ый раз. Остальные - полегче. Люда катается бревнышком и колобком ровнее всех, Рената как истинный интроверт, сверяется с ощущениями и делает медленно, но верно. Милана торопится и ей нужно дополнительное время, чтобы выровнять маршрут.
Еще упражнение на ритм и координацию - передача мячиков. "Даю-беру": вначале отдаем левой рукой, одновременно принимая правой. Потом наоборот... даю-беру, даю-беру, даю-беру... меняем на счет: раз-два, раз-два, раз-два... добавляем музыку, считаем.... убираем счет, только музыка.
упражнение непростое, но получается после тренировки. Это только на "раз-два"... А ведь есть счет до 8-ми...
и, наконец, математика!!! царица наук. После школы конечно она не царица, а тюремщица духа, но мы это исправляем...
1. меряем комнату шагами.
Думаете, это легко? а вот и нет! Прошу ходить "как обычно", но вижу, что ходят "как по подиуму", "как солдаты", и всяко разно. Расслабиться и быть собой - легче всего удаётся Ренате.
2. Записываем длину шага: 1 шаг - 50 см
3. комната = 15 шагам. Сколько это метров? Снова пишем 15 раз по 50, ставим палочки, заменяем сложение умножением.
Видно, что с Ренатой дома занимаются, она и принцип умножения знает.
4. перевод. Переводим единицы туда-сюда. Сантиметры_дециметры_метры... наоборот... Рулетка, полосочки длиной в дециметр. Рената как интуит понимает сходу. Люда все проверяет. Милана понимает за счет логики. Люде сложно: у нее и логика, и интуиция развиты меньше, поэтому нужно все прочувствовать, потрогать и прожить...
5. скорость. дети в разных ролях движутся от стены до окна.
а) черепашонок бежит на четвереньках. Засекаю время. Записываем результат в таблицу. Вспоминаем формулу, считаем скорость. Записываем в таблицу и скорость.
б) черепаха-мама медленно ходит. Повторяем как в п.а)
в) быстрый бег школьницы. Повторяем как п. а)
Конечно, при таких заданиях нужно еще и делить в столбик. Кому-то проще в столбик, Милане показываю "хитрый способ" - как разбить сложное число на 2 простых и выполнить деление.
6. задача. Дети выползают одновременно: один - как черепаха, другой - как черепашонок, третий - как улитка. Записываем время. Измеряем скорость.
Рисую задачу на доске - вот черепаха, вот черепашонок
Выползли они из одной норки. Как узнать, через какое время расстояние между ними будет равно 400 см?
Открываем учебник. На внутренней стороне обложки - формулы для задач на движение. Мы с Людой на днях разбирали такую же, она быстро нашла, что это - "движение в одном направлении". Записываю формулу. Решают быстро. Только вот в ответе пишут "через 4 ЧАСА". Какие, скажите на милость, часы?.. ага, исправляют на секунды...
да, дети пишут в тетрадках карандашом. Это вообще классно - делать ошибки и тут же их исправлять. Швобода!!!
Спускаемся вниз и решаем Миланины задачи. У нее задачи "на приведение к единице" - и все трое дают неверные решения. Рисую. Теперь - проще. Вторую типовую задачу Милана решает еще быстрее.
Девочки решают примеры. Я укладываю Алана.
Переходим в 4класс. Снова задача на скорость. Движение навстречу. Рената с Людой - 2 машины. Едут навстречу друг другу по ковру. Ищем в учебнике формулу. "Движение навстречу" - дальше проще, решили быстро, хоть и с уравнением.
- в чем измеряется обычно скорость?
- километры в час
- пишется это так: км/ч. Что означает черта, кто знает?
никто...
- эта черта означает деление: что мы километры делим на часы - т.е. расстояние на скорость. Если вы забыли формулу скорости - вспомните единицы измерения, и всё станет ясно
7. свободная игра. Детям нужно играть и отдыхать даже от веселой математики. А если рядом - хорошие подруги, то это - достойная награда за слаженную работу. А я тем временем стою у плиты с Аланом в рюкзаке, потому что все уже проголодались, а горячие блинчики добавят радости
кажется, мы занимались совсем мало, но 3ч пролетели незаметно...