1
добровольная педагогика :)
Опубликовал: Радуга:),
01 Февраль 2016
·
9 967 Просмотров
школа вальдорф english club позитив
Впервые работать с детьми я начала 10 лет назад - раз в неделю вела творческий кружок, пока полугодовая Милана сидела в слинге))) Работали мы с подругой
- но почему именно мы? - задали резонный вопрос
- у вас педагогическое образование. Больше некому.
Ну да, "каждый труд должен быть оплачен" - лозунг капитализма. О том, что можно работать без денег, люди как-то подзабыли и желающих не нашлось. Мы и согласились))) Группа - от 5 до 13 чел, детки-дошкольники и ученики началки. Мы занимались по принципам всемирно известного арт-терапевта Елены Макаровой. В свое время мне посчастливилось прочесть ее книги "Лето на крыше", "Освободите слона", "Вначале было детство" - Лена Григорьевна писала, как она занималась лепкой с детьми. Придумывала сказки, и они вместе лепили так, что у меня дух захватывало и рука тянулась к пластилину...))) И занятия наши проходили в очень веселом формате. Еще тогда я заметила, что дошкольники верят, что могут всё - лепить дома с привидениями, сочетать любые материалы между собой, красить героев в любые цвета и вытворять бесконечно...))) Дети из начальной школы были зажатые и неуверенные. Некоторые подолгу присматривались, неуверенно мяли пластилин и очень сильно боялись что-то сделать неправильно... придумать самостоятельно у них получилось далеко не сразу...
Дальше был клуб для подростков, у меня дома. Подруга попросила "подтянуть сына по домашке" - на деле оказалось, что у обоих ее сыновей база была нулевой, и начинать пришлось с самых основ. Тогда я не знала вальдорфа, но уже нашла хорошие зарубежные учебники с коммуникативным подходом, и занималась с 4-мя детьми. Было сложно, потому что было скучновато (хотя уже тогда я попала на учительский форум, где брала идеи для лексических игр и упражнений), а во мне было слишком много меня... Тем не менее, с Jazz Chants и зарубежным учебником мы занимались несколько месяцев - до переезда. Некоторые песни из Jazz Chants я помню до сих пор, хотя прошло 4 года...))) о, надо было слышать, как мы орали во всё горло, разбившись на 2 группы:
- I said, Sh! Sh! Baby's_sleeping! I said, Sh! Sh! Baby's_sleeping!
- What_did_you say? What_did you say?
- I said, Hush! Hush! Baby's_sleeping! I said, Hush! Hush! Baby's_sleeping!
- What _did_you say? What did you say?
- I said, Please be quiet, Baby's sleeping! I said, Please be quiet, Baby's sleeping!
- What_did_you say? What_did_you say?
- I said, Shut up! Shut up! Baby's_sleeping! I said, Shut up! Shut up! Baby's_sleeping!
WAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
- Not_anymore.
Тогда я заметила, насколько живучи фраз из песен. И намотала на ус
Следующее погружение в педагогику состоялось, когда Милана пошла "в первый раз в первый класс". Наивная, я отправилась в школу и стала просить помещение для кружка.
Уже тогда я знала, что спорт, танцы, живопись, рукоделие и все виды творчества развивают правое полушарие и способствуют хорошей учебе: энергия вырабатывается в нижнем отделе мозга и вначале поступает в правое полушарие. Если правое ПШ в этот момент работает, оно увеличивает энергию мозга. Появляются новые связи между отделами мозга. Энергия приходит в левое ПШ и лобные доли, вовлекая в работу весь мозг. И потому интеллектуальная нагрузка осваивается очень легко. Эту схему можно сравнить с рекой. Нижний отдел мозга - река. Включение правого ПШ - строительство ГЭС. Река может спокойно течь, а может давать больше энергии и идти на развитие организма...)))
Прежний директор грамотно отшивал каждый мой довод:
- у нас не предусмотрены часы, мы не сможем платить Вам зарплату
- я буду работать бесплатно
- у нас нет материалов
- найду спонсоров
- ВАШИ дети пойдут в туалет, будут пользоваться канализацией и тратить электричество! Кто за это будет платить?!
фраза директора про "моих детей" ошарашила. Я поняла, что здесь ловить нечего и пошла в соседнее здание - Станцию Юных Техников. Где на меня посмотрели глазами лунатика, как на буйнопомешанную и дали понять, что кина не будет.
Кино было у нас дома. Милана пошла к репетитору по английскому и я подумала: "А почему бы не позвать ее друзей делать домашку вместе? в играх, с картинками, без перевода и муштры?"
Так начался второй English Club. Здесь мы делали упор на простые nursery rhymes - потому что главное в языке - умение говорить и слушать, а для этих целей очень подходят устные экзерсизы... Учебный год завершился кучей игр и поиском клада...
Осенний токсикоз поставил точку в занятиях. Во время беременности педагогика меня настигала лишь на вальдорф-семинарах, куда я упорно ехала, несмотря на вечную тошноту и растущий животик
На 7-м месяце токс отпустил, но я познакомилась с Витей. Витя - педагогически запущенный ребенок, из неблагополучной семьи, за которого я взялась без оглядки и тени сомнения. С ним уже было не до песен - в свои 9л он только начал изучать азбуку и цифры, чтение и счет. "Нормальные люди в 30 недель уходят в декрет, а я учительствую" - посмеивалась я, двигаясь вперевалочку. Но, несмотря на сложности восприятия и мою одышку, нас выручил Вальдорф. Витин мозг с большим замедлением разворачивался в сторону познания и интеллектуальной нагрузки. Витя за годы учебы привык быть самым тупым и просто не верил в успех. Мало-помалу, миллиметр за миллиметром, играя и подбадривая, проявляя немного давления и упорства, я его тащила. Вначале было тяжело - потом втянулся. Гордо показывал литы с решенными примерами. Все то, что может вызывать скуку, уныние и закатывание глаз, пошло интересно и быстро. Очень быстро, в Витином случае. Мы рисовали - на бумаге и на манке. Мы считали - машинки и шаги. Ходили по цифрам из мела и маркеров. Слушали сказки. Махали руками. Складывали буквы из веревки... Читали по кубикам Зайцева... Но - вмешалось лето - и все закончилось. Витя перестал ходить, а после каникул учиться не захотел.
Ничто не предвещало... я уже привыкла к тому, что в округе всё глухо и, видимо, настало время долгого перерыва. Тем более - младший, которому полгода... Как вдруг! у нас в поселке открывают спортивную площадку, построенную на деньги предпринимателя. Я вижу акима - в красивой рубашке и костюме. Аким говорит речь, аким сажает дерево, аким гуляет по свежеасфальтированной дорожке...
"Была-не была, такой случай выпадает редко" - позвав подругу составить мне компанию (для храбрости) мы подошли и попросили выделить нам помещение.
Помещение дали, и работа закипела! Да-да, бывало, я приходила на занятие с маленьким, и он сидел в рюкзаке за моей спиной, пока я скакала у доски. А что делать, "назвался груздем-полезай в кузов", но потом стало полегче, смогла оставлять его дома.
вот здесь развернуться удалось на славу. Мне повезло, что перед английским дети сидят на Рукоделии. Мелкая моторика и творчество стимулируют мозг. Интеллектуальная активность взлетает после работы правого полушария - английский идет на ура. Вот где мы поем, двигаемся, смеемся, пишем, рисуем и читаем стихи. По ночам готовлюсь к занятиям - ищу рисунки, составляю карточки и придумываю планы уроков...
Вчера на горке, где собралось полпоселка, мы разговорились с некоторыми мамами и я им рассказала про наш клуб. Мамы заволновались, подозвали детей. Дети смотрели внимательно. Настороженно. Фраза "приходи к нам на занятия английским" вызывает недоверие и подозрительность. Звучит как скрытая угроза. Всем говорю: "Приходи посмотреть, если понравится - будешь ходить, нет - так нет, решать тебе". И они приглядываются. Ждут, что будут ставить плохие оценки. Критиковать. Заставлять писать не пойми что... Не верят, что я их отпущу подобру-поздорову, если уж они придут... прислушиваются к моему доброжелательно-ровному тону... и, под некоторым давлением родителей, соглашаются прийти посмотреть. Ждём новеньких...)))
Да, я уверена, что детям понравится, и потянут не все. И дело не в знаниях, группа у нас разноуровневая. Есть дети, привыкшие быть центром Вселенной. Им нужно особое отношение, индивидуальное внимание и они не могут работать в коллективе - не умеют помогать товарищу (мы работаем в системе, где дети обучают друг друга, для чего нужен развитый социальный интеллект), не могут соблюдать дисциплину и не понимают равного, доверительного отношения.
Таким детям нужны жёсткие рамки и индивидуальные занятия, т.к. в их присутствии вся группа идет вразнос. Да, вначале я пробую сработаться. А потом говорю: "Мы здесь все - одна команда. Я работаю, дети занимаются. Если кому-то скучно или неинтересно, если кто-то не может соблюдать правила, значит, этот клуб не для него. Хочется играть или бегать - это на урок физкультуры или на улицу. Выбирай сам (обычно это мальчики))): заниматься или играть. Сможешь заниматься - ходи. Выбор за тобой". Выбирают, чай, взрослые... Многие выбирают впервые в жизни - потому что все остальное время подчиняются и делают то, что хотя родители... Родители обычно давят и настаивают, чтобы продолжал, но в группу приходит ребенок, а не мама и не папа...
А со среды буду заниматься матешей с Миланой и Людой... может, еще кого возьмем. Много народу не потяну - в клуб идти с малышом нереально, поэтому заниматься будем у нас дома. В прошлый раз, после того, как мы с Людой быстро порешали задачку и примеры на перевод мер длины, она впервые за долгое время получила "5" по математике, чему была неимоверно рада. Как же, все-таки, сильно оценка влияет на ребенка... За годы учебы дети привыкают к тому, что, если не получается по основным предметам, ты - тупой во всём... А как будет получаться, если вместо системы в учебниках - каша. Нужны ежедневные однотипные задачки в течение недели. Чтобы уж поняли все - и быстрые, и основательные... Но однотипные задачи раскидываются хаотично, метры перемешивается со скоростью, площадью и остальным... шарик-марик изо дня в день...
Мы будем решать эту проблему: сталинские учебники, КСО, вальдорф и нейпропсихологические упражнения - методы, которые включают в ребенке желание узнавать новое и добротно усваивать информацию. Главное - почаще хвалить, снисходительно относиться к ошибкам и вдохновлять. Это свойство человека - он может стать тем, кого мы видим, когда смотрим на него...
- но почему именно мы? - задали резонный вопрос
- у вас педагогическое образование. Больше некому.
Ну да, "каждый труд должен быть оплачен" - лозунг капитализма. О том, что можно работать без денег, люди как-то подзабыли и желающих не нашлось. Мы и согласились))) Группа - от 5 до 13 чел, детки-дошкольники и ученики началки. Мы занимались по принципам всемирно известного арт-терапевта Елены Макаровой. В свое время мне посчастливилось прочесть ее книги "Лето на крыше", "Освободите слона", "Вначале было детство" - Лена Григорьевна писала, как она занималась лепкой с детьми. Придумывала сказки, и они вместе лепили так, что у меня дух захватывало и рука тянулась к пластилину...))) И занятия наши проходили в очень веселом формате. Еще тогда я заметила, что дошкольники верят, что могут всё - лепить дома с привидениями, сочетать любые материалы между собой, красить героев в любые цвета и вытворять бесконечно...))) Дети из начальной школы были зажатые и неуверенные. Некоторые подолгу присматривались, неуверенно мяли пластилин и очень сильно боялись что-то сделать неправильно... придумать самостоятельно у них получилось далеко не сразу...
Дальше был клуб для подростков, у меня дома. Подруга попросила "подтянуть сына по домашке" - на деле оказалось, что у обоих ее сыновей база была нулевой, и начинать пришлось с самых основ. Тогда я не знала вальдорфа, но уже нашла хорошие зарубежные учебники с коммуникативным подходом, и занималась с 4-мя детьми. Было сложно, потому что было скучновато (хотя уже тогда я попала на учительский форум, где брала идеи для лексических игр и упражнений), а во мне было слишком много меня... Тем не менее, с Jazz Chants и зарубежным учебником мы занимались несколько месяцев - до переезда. Некоторые песни из Jazz Chants я помню до сих пор, хотя прошло 4 года...))) о, надо было слышать, как мы орали во всё горло, разбившись на 2 группы:
- I said, Sh! Sh! Baby's_sleeping! I said, Sh! Sh! Baby's_sleeping!
- What_did_you say? What_did you say?
- I said, Hush! Hush! Baby's_sleeping! I said, Hush! Hush! Baby's_sleeping!
- What _did_you say? What did you say?
- I said, Please be quiet, Baby's sleeping! I said, Please be quiet, Baby's sleeping!
- What_did_you say? What_did_you say?
- I said, Shut up! Shut up! Baby's_sleeping! I said, Shut up! Shut up! Baby's_sleeping!
WAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
- Not_anymore.
Тогда я заметила, насколько живучи фраз из песен. И намотала на ус
Следующее погружение в педагогику состоялось, когда Милана пошла "в первый раз в первый класс". Наивная, я отправилась в школу и стала просить помещение для кружка.
Уже тогда я знала, что спорт, танцы, живопись, рукоделие и все виды творчества развивают правое полушарие и способствуют хорошей учебе: энергия вырабатывается в нижнем отделе мозга и вначале поступает в правое полушарие. Если правое ПШ в этот момент работает, оно увеличивает энергию мозга. Появляются новые связи между отделами мозга. Энергия приходит в левое ПШ и лобные доли, вовлекая в работу весь мозг. И потому интеллектуальная нагрузка осваивается очень легко. Эту схему можно сравнить с рекой. Нижний отдел мозга - река. Включение правого ПШ - строительство ГЭС. Река может спокойно течь, а может давать больше энергии и идти на развитие организма...)))
Прежний директор грамотно отшивал каждый мой довод:
- у нас не предусмотрены часы, мы не сможем платить Вам зарплату
- я буду работать бесплатно
- у нас нет материалов
- найду спонсоров
- ВАШИ дети пойдут в туалет, будут пользоваться канализацией и тратить электричество! Кто за это будет платить?!
фраза директора про "моих детей" ошарашила. Я поняла, что здесь ловить нечего и пошла в соседнее здание - Станцию Юных Техников. Где на меня посмотрели глазами лунатика, как на буйнопомешанную и дали понять, что кина не будет.
Кино было у нас дома. Милана пошла к репетитору по английскому и я подумала: "А почему бы не позвать ее друзей делать домашку вместе? в играх, с картинками, без перевода и муштры?"
Так начался второй English Club. Здесь мы делали упор на простые nursery rhymes - потому что главное в языке - умение говорить и слушать, а для этих целей очень подходят устные экзерсизы... Учебный год завершился кучей игр и поиском клада...
Осенний токсикоз поставил точку в занятиях. Во время беременности педагогика меня настигала лишь на вальдорф-семинарах, куда я упорно ехала, несмотря на вечную тошноту и растущий животик
На 7-м месяце токс отпустил, но я познакомилась с Витей. Витя - педагогически запущенный ребенок, из неблагополучной семьи, за которого я взялась без оглядки и тени сомнения. С ним уже было не до песен - в свои 9л он только начал изучать азбуку и цифры, чтение и счет. "Нормальные люди в 30 недель уходят в декрет, а я учительствую" - посмеивалась я, двигаясь вперевалочку. Но, несмотря на сложности восприятия и мою одышку, нас выручил Вальдорф. Витин мозг с большим замедлением разворачивался в сторону познания и интеллектуальной нагрузки. Витя за годы учебы привык быть самым тупым и просто не верил в успех. Мало-помалу, миллиметр за миллиметром, играя и подбадривая, проявляя немного давления и упорства, я его тащила. Вначале было тяжело - потом втянулся. Гордо показывал литы с решенными примерами. Все то, что может вызывать скуку, уныние и закатывание глаз, пошло интересно и быстро. Очень быстро, в Витином случае. Мы рисовали - на бумаге и на манке. Мы считали - машинки и шаги. Ходили по цифрам из мела и маркеров. Слушали сказки. Махали руками. Складывали буквы из веревки... Читали по кубикам Зайцева... Но - вмешалось лето - и все закончилось. Витя перестал ходить, а после каникул учиться не захотел.
Ничто не предвещало... я уже привыкла к тому, что в округе всё глухо и, видимо, настало время долгого перерыва. Тем более - младший, которому полгода... Как вдруг! у нас в поселке открывают спортивную площадку, построенную на деньги предпринимателя. Я вижу акима - в красивой рубашке и костюме. Аким говорит речь, аким сажает дерево, аким гуляет по свежеасфальтированной дорожке...
"Была-не была, такой случай выпадает редко" - позвав подругу составить мне компанию (для храбрости) мы подошли и попросили выделить нам помещение.
Помещение дали, и работа закипела! Да-да, бывало, я приходила на занятие с маленьким, и он сидел в рюкзаке за моей спиной, пока я скакала у доски. А что делать, "назвался груздем-полезай в кузов", но потом стало полегче, смогла оставлять его дома.
вот здесь развернуться удалось на славу. Мне повезло, что перед английским дети сидят на Рукоделии. Мелкая моторика и творчество стимулируют мозг. Интеллектуальная активность взлетает после работы правого полушария - английский идет на ура. Вот где мы поем, двигаемся, смеемся, пишем, рисуем и читаем стихи. По ночам готовлюсь к занятиям - ищу рисунки, составляю карточки и придумываю планы уроков...
Вчера на горке, где собралось полпоселка, мы разговорились с некоторыми мамами и я им рассказала про наш клуб. Мамы заволновались, подозвали детей. Дети смотрели внимательно. Настороженно. Фраза "приходи к нам на занятия английским" вызывает недоверие и подозрительность. Звучит как скрытая угроза. Всем говорю: "Приходи посмотреть, если понравится - будешь ходить, нет - так нет, решать тебе". И они приглядываются. Ждут, что будут ставить плохие оценки. Критиковать. Заставлять писать не пойми что... Не верят, что я их отпущу подобру-поздорову, если уж они придут... прислушиваются к моему доброжелательно-ровному тону... и, под некоторым давлением родителей, соглашаются прийти посмотреть. Ждём новеньких...)))
Да, я уверена, что детям понравится, и потянут не все. И дело не в знаниях, группа у нас разноуровневая. Есть дети, привыкшие быть центром Вселенной. Им нужно особое отношение, индивидуальное внимание и они не могут работать в коллективе - не умеют помогать товарищу (мы работаем в системе, где дети обучают друг друга, для чего нужен развитый социальный интеллект), не могут соблюдать дисциплину и не понимают равного, доверительного отношения.
Таким детям нужны жёсткие рамки и индивидуальные занятия, т.к. в их присутствии вся группа идет вразнос. Да, вначале я пробую сработаться. А потом говорю: "Мы здесь все - одна команда. Я работаю, дети занимаются. Если кому-то скучно или неинтересно, если кто-то не может соблюдать правила, значит, этот клуб не для него. Хочется играть или бегать - это на урок физкультуры или на улицу. Выбирай сам (обычно это мальчики))): заниматься или играть. Сможешь заниматься - ходи. Выбор за тобой". Выбирают, чай, взрослые... Многие выбирают впервые в жизни - потому что все остальное время подчиняются и делают то, что хотя родители... Родители обычно давят и настаивают, чтобы продолжал, но в группу приходит ребенок, а не мама и не папа...
А со среды буду заниматься матешей с Миланой и Людой... может, еще кого возьмем. Много народу не потяну - в клуб идти с малышом нереально, поэтому заниматься будем у нас дома. В прошлый раз, после того, как мы с Людой быстро порешали задачку и примеры на перевод мер длины, она впервые за долгое время получила "5" по математике, чему была неимоверно рада. Как же, все-таки, сильно оценка влияет на ребенка... За годы учебы дети привыкают к тому, что, если не получается по основным предметам, ты - тупой во всём... А как будет получаться, если вместо системы в учебниках - каша. Нужны ежедневные однотипные задачки в течение недели. Чтобы уж поняли все - и быстрые, и основательные... Но однотипные задачи раскидываются хаотично, метры перемешивается со скоростью, площадью и остальным... шарик-марик изо дня в день...
Мы будем решать эту проблему: сталинские учебники, КСО, вальдорф и нейпропсихологические упражнения - методы, которые включают в ребенке желание узнавать новое и добротно усваивать информацию. Главное - почаще хвалить, снисходительно относиться к ошибкам и вдохновлять. Это свойство человека - он может стать тем, кого мы видим, когда смотрим на него...
Какая вы молодец!