Оценки в современной школе давно перестали отражать знания, т.к. школа тренирует память, а мышление зачастую развивают сами родители))) что поделать, времена такие настали)))
Знаю (из опыта), что мотивация зависит исключительно от учителя, от той среды, что он создает (или не создает). Эту среду я не могу принести из дома))) Она либо есть, либо нет.
В 4-м классе психолог (в идеале) проводит диагностику мотивационной сферы. Учебная мотивация бывает нескольких видов
мотивация долга и ответственности (просоциальная) = исполнительская деятельность, т.е. ребенок умеет делать только то, что ему говорят. Самостоятельное целеполагание и умение добиваться результата из внутренних побуждений - на низком уровне.
мотивация самосовершенствования и самоопределения (саморазвития) - не соответствует возрасту. Это - мотивация старшего звена, когда старшие подростки думают о том, кем работать, и учатся в соответствии с будущей профессией. Ребенок с такой мотивацией в 4-м классе мечтает и фантазирует на уроке, т.к. мозг еще не сформирован для осознания далеких перспектив.
мотивация благополучия (к ней приводят социальные, финансовые поощрения со стороны учителя и родителей) = исполнительная деятельность, бонусом - соревновательность, т.е. вместо учебы ребенок приобретает навыки погони за выгодой
мотивация престижа (характерна для частных и элитных школ, гимназий) = самоутверждение вместо учебы (дети часто приходят в школу для того, чтобы похвастаться, чего им купили родители). Формируют родители либо учитель, который ставит хорошие оценки тем детям, чьи родители дарят дорогие подарки
мотивация избегания неприятностей = развивает избегание, т.е. ребенок учится хорошо врать, скрывать и тп.
мотивация оценкой = зарабатывание отметок (зубрежка, угождение учителю, списывание, слезы по поводу троек и тп) => манипулятивная деятельность, шантаж
мотивация общения и сотрудничества - ребенок ходит в школу, чтобы пообщаться Это - нормальная мотивация у ребенка с 11 до 14 л, а раньше или позже = нет учебы.
мотивация содержанием
мотивация процессом
К учебной мотивации относятся 2 последних - содержанием и процессом, это значит, ребенку действительно интересно учиться, ему нравится получать знания. Либо благодаря учителю, либо благодаря родителям (о чем ниже). Именно с этой мотивацией в современной школе очень туго, почти никак. По разным причинам.
Что делать? ребенку неинтересно - он не учится. В современной школе эта болезнь одолевает детей со 2-ой четверти 1-го класса... (в наше время где-то с 5-го начиналось...)))
А если мотивации нет, но пятерки есть - то учится из других побуждений - избежать неприятностей, получить хорошую отметку, из соображений престижа и всё такое прочее и вредное )))
Что делать? куда бежать? к умным или красивым?)))
каждая семья решает для себя.
На днях у дочи на соревнованиях разговорилась с одной мамой, ее сын завоевал 1 серебро и 1 золото. Она еще фотки показала и видео, как он на бальных танцах выступает, занял там 5-ое место в серьезных соревнованиях. Конным спортом занимался, но перестал (травматично, заменили на плавание)
7 класс.
спрашиваю:
- как все успеваете? и на плавание 3р в неделю, и в город возить на танцы на занятия (мы в деревне живем)
- мотаемся весь день
- а как учиться успевает?
- да троечник.
и вот очень близка мне позиция этой мамы... Ребенку для сохранного здоровья (как психологического, так и физического) сегодня лучше быть троечником. Но взамен - можно предоставить ему возможности для самореализации = кружки
Раскрытие способностей ребенка - это куда важнее, чем зубрежка, которая процветает в школе.
В жизни точно пригождается практический и социальный интеллект, поэтому для меня кружки актуальнее оценок.
Особенно при подходе, что по стандарту учитель снижает оценку даже за самостоятельно исправленную ребенком ошибку.
Для кого эти стандарты? Ребенок сам заметил и исправил ошибку - прекрасно: контрольно-оценочные действия развиты в достаточной мере. Не заметил и не исправил - развиты слабо. Но оценка в обоих случаях одинаковая, тогда какой смысл ребенку учиться анализировать, сравнивать и исправлять?..))) Это всего лишь один пример...)))
всё остальное при современном школьном "образовании" (хотя исключения бывают) точно так же ведет к отуплению и деградации детей.
Как сами дети относятся к школьным оценкам?
Может ли от них зависеть самооценка ребенка?
И да, и нет. Смотря что делают родители
А родители могут многое:
- самостоятельно удовлетворять познавательную потребность ребенка (опыты, эксперименты, занимательные задачки, головоломки, ребусы, программы по ТВ/ролики в нете и тп)
- развивать то, что у ребенка получается прекрасно. Например, не очень идет учеба в школе, но отлично плавает. И всегда хвалить за то, что у ребенка получается, поощрять его в этом: дарить какие-то мелочи (новые очки или купальник) и тп.
- поощрять самостоятельность и хвалить ребенка за его действия. "молодец", оно очень размытое: для учительницы одно, для папы другое, для тренера третье, для бабушки - ну и так далее. Поэтому лучше стараться избегать оценок, использовать описательную похвалу: ты сама вспомнила, что после очистки картошки нужно подмести пол. Ты сама без напоминания разобрала рюкзак после тренировки. И тп. Т.е. у ребенка появляется шкала собственных умений, самооценка на основе собственных действий, что позволит ему в дальнейшем ориентироваться на них, а не на социальные рамки (которые не всегда совпадают с потребностями человека). Социальные рамки это и есть "хорошо-плохо" "правильно-неправильно", и в современной культуре они слишком противоречивы, чтобы людям было комфортно. Например "возлюби ближнего своего" - "добейся успеха", "будь прекрасной матерью - делай карьеру" Это полярные ценности, и гармоничный человек выбирает своё, а не навязанное другими.
- развивать у ребенка социальную гибкость. В началке (да и в саду) дети делятся по группам в зависимости от отношения учителя. Если учитель - так себе, например, любит детей, чьи родители приносят подарки, если он вообще выделяет любимчиков (это - признак непрофессоионализма, но где сейчас взять профессионалов?), то дети реагируют автоматически: к двоечникам отношение у них хуже, чем к отличникам. Это в среднем звене, лет с 11-12 дети делятся уже по уровню ценностей, но это только через 4 года... Если ребенок социально гибок, то он сможет сам выбирать, с кем дружить: хоть с отличниками, хоть с троечниками, хоть с двоечниками.
примерно так...
разговаривала недавно с учительницей, которая набирает 1-ый класс.
Завуч. Требовательная. Программа по математике 2-хуровневая: для средних детей и для сильных. С одной стороны, это радует, с другой- обещала завалить домашкой Завуч - это вообще диагноз
Самих детей еще не спрашивала, а родители хвалят, но у родителей разное понимание, кто такой "хороший учитель")))
предстоит поговорить и c детьми, и со вторым учителем, благо, выбор невелик
upd по поводу "учиться надо" vs "учиться интересно"
Мою дочу не нужно гнать на тренировку по плаванию, она с удовольствием рвется в бассейн сама
ее не нужно заставлять сидеть за фоно - ей интересно делать домашку
она в свободное время, когда есть желание, сидит над учебником "Информатика в играх и задачах" (сборник задачек на мышление)
из чего можно сделать вывод: учебная мотивация действительно существует. Где угодно: дома, на кружках, но очень редко - в школе...)))
продолжение следует...
в школе - языки, биология
в началке всем интересна математика, но тут либо учитель ок, либо родители сами развивают. т.к. в началке математика простая и интересная))) А вот дальше математика и Гюго слабо совместимы)))
тоже верно.
Посмотрите современные учебники. Впечатления гарантированны)))
можно. Натальную карту составить у проф. астролога. Совпадает на 100% с типом)))