С одной мамой обсуждали детские драки, хочу скопировать сюда отрывок из книги "Братья и сестры: как помочь Вашим детям жить дружно"
алгоритм реакции на драку:
Первый уровень: нормальное поведение.
1. Расслабьтесь. Думайте о предстоящем отпуске
2. Скажите себе, что детям нужно самостоятельно разрешать конфликты.
Второй уровень: ситуация накаляется, вмешательство взрослых может быть полезно.
1. признать чувства детей:
"эта ситуация злит и раздражает" (без называния чувств человек плохо слышит остальную информацию)
2. Сформулируйте точку зрения каждого ребенка.
"Я слышу, что ты хочешь поиграть этой игрушкой, и ты - тоже"
3. Опишите проблему с уважением:
"Это сложная проблема: двое детей и только одна игрушка"
4. Выразите уверенность в том, что дети способны найти решение самостоятельно.
"Я уверена, что вы сможете найти справедливое решение, которое устроит вас обоих"
5. Выйдите из комнаты.
Третий уровень: ситуация становится потенциально опасной
1. Все выясните
"Это игра или настоящая драка?" (по правилу: кто задирается- тот выходит)
2. Напомните правило:
"Игра должна быть веселой для обоих. Если кому-то она не нравится, игра прекращается"
3. Выскажите свою точку зрения, называя свои чувства:
"Может быть, это и вправду игра, но, на мой взгляд, она слишком жестока. Меня беспокоят такие игры. Найдите другое занятие"
Четвертый уровень: ситуация явно опасна, вмешательство взрослого обязательно:
1. Опишите то, что видите, называя чувства:
"Я вижу двух разъяренных детей, которые собираются побить друг друга"
2. Разделите детей:
"Ты идешь в кухню, а ты - в ванную"
Книга очень толковая, и вся интересная - как реагировать на агрессора, как - на жертву, как вообще менять роли детей в семье и тем самым учить их гибкости...))) и многое-многое другое)))
upd наконец-то можно скачать эту книжку
алгоритм реакции на драку:
Первый уровень: нормальное поведение.
1. Расслабьтесь. Думайте о предстоящем отпуске
2. Скажите себе, что детям нужно самостоятельно разрешать конфликты.
Второй уровень: ситуация накаляется, вмешательство взрослых может быть полезно.
1. признать чувства детей:
"эта ситуация злит и раздражает" (без называния чувств человек плохо слышит остальную информацию)
2. Сформулируйте точку зрения каждого ребенка.
"Я слышу, что ты хочешь поиграть этой игрушкой, и ты - тоже"
3. Опишите проблему с уважением:
"Это сложная проблема: двое детей и только одна игрушка"
4. Выразите уверенность в том, что дети способны найти решение самостоятельно.
"Я уверена, что вы сможете найти справедливое решение, которое устроит вас обоих"
5. Выйдите из комнаты.
Третий уровень: ситуация становится потенциально опасной
1. Все выясните
"Это игра или настоящая драка?" (по правилу: кто задирается- тот выходит)
2. Напомните правило:
"Игра должна быть веселой для обоих. Если кому-то она не нравится, игра прекращается"
3. Выскажите свою точку зрения, называя свои чувства:
"Может быть, это и вправду игра, но, на мой взгляд, она слишком жестока. Меня беспокоят такие игры. Найдите другое занятие"
Четвертый уровень: ситуация явно опасна, вмешательство взрослого обязательно:
1. Опишите то, что видите, называя чувства:
"Я вижу двух разъяренных детей, которые собираются побить друг друга"
2. Разделите детей:
"Ты идешь в кухню, а ты - в ванную"
Книга очень толковая, и вся интересная - как реагировать на агрессора, как - на жертву, как вообще менять роли детей в семье и тем самым учить их гибкости...))) и многое-многое другое)))
upd наконец-то можно скачать эту книжку