В школу с шести лет?
школа дети психология
Готовность бывает разная
- интеллектуальная (способность писать, считать и читать)
- психологическая (параметры школьной готовности)
- мотивационная (готовность ребенка к новой социальной роли и вытекающей из нее ответственности)
Психолог применяет несколько основных методик для выявления психологических параметров школьной готовности. И проверяет результаты по дополнительным методикам (в случае необходимости).
Что это за параметры?
- принятие задачи (насколько хорошо ребенок слышит и понимает то, что ему говорит вслух учитель и запоминает, что нужно принести к следующему уроку, без записи)
- действие по правилу (насколько правильно ребенок может выполнить упражнение в соответствии с прочитанным заданием)
- действие по образцу (проверяется, в состоянии ли ребенок может повторить то, что пишет учитель на доске или списать с учебника или даже с дневника)
- контрольно-оценочные действия (насколько ребенок в состоянии проверить, допустил ли он ошибки и насколько он может их самостоятельно исправить)
- мелкая моторика (влияет на способность освоить письменные буквы)
- произвольность (ребенок может самостоятельно делать то, что неинтересно в течение определенного времени, даже если несильно хочется в туалет/кушать; а также ребенок самостоятельно без напоминания может выполнять какие-либо действия - ту же домашку, к примеру)
- наглядно-образное мышление
- наглядно-действенное мышление
- логическое мышление
- классификация
- развитие речи
- символизм (умение обращаться со знаками и символами, это не равно письму и счету)
- фонематический слух (способность слышать звуки и фонемы)
- мотивация (готовность к новой роли, способность быть более ответственным и дисциплинированным, чем в игровом возрасте, до 7л)
Все это необходимо младшему школьнику не только для самостоятельной успешной учебы, но и для дальшейшей жизни, т.к. на этих этажах растут следующие, такие как внутренний план действий, моделирование, теоретическое мышление и тп)
Если брать особенности мозга, то он (мозг) готов к появлению многих образований в психике, в основном, к 6-7 годам. Чаще в 7, чем в шесть, что поделать, наши гены остались такими же, какие были тысячи лет назад
Ну а что мы делаем, отправляя ребенка в школу в 6 (я уж молчу про 5, эта отдельная тема)?
Зачастую - отправляем в школу неготового ребенка.
Если у школьника слабые показатели произвольности, мелкой моторики, символизма, принятия задачи и тп - ему сложно учиться в школе. Т.к. у ребенка многое не получается, это и ведет к нежеланию учиться. Раз ребенок не хочет учиться, родители вынуждены ему помогать - делать с ним уроки, напоминать собирать портфель, готовить свои вещи к школе и тп. Проблемы это не решает, т.к., помогая с домашкой (а зачастую - делая домашку вместо ребенка), родители не помогают развить в психике то, что ему нужно для успешной учебы.
И это еще более-менее благоприятный вариант. Чаще неготовому ребенку учиться тяжело, на уроках он рассеян, что задали - "не помнит", домашку писать не хочет (оно и понятно, ведущая деятельность человека до 7л - игра, а писать страницу крючков - никакого веселья). И тогда начинается худший расклад - родители часами сидят над уроками вместе с ребенком, ругают, запирают его в комнате, кричат и наказывают...
Неготовность+давление со стороны родителей = ненависть к любой учебной деятельности... А ведь учиться предстоит еще в ВУЗе, и на работе... а человек уже не хочет...
Если произвольность, к примеру, не развить к 12-ти годам, она уже не разовьется никогда, поезд ушел. При коррекции можно развить в подростке силу воли (это другое), ну а без коррекции? Тут прогнозы бывают разные.
Произвольность можно натренировать, если мозг к этому готов. Но часто бывает, что ребенка с 4-5 лет нагружают в ШРР или во время подготовки к школе (садят за парты, учат рисовать узоры, читать-считать-писать) - в этом случае произвольность не появится потому, что еще не настало время. А в 6 лет ребенок уже идет в школу, где для успешной учебы нужны определенные новообразования в психике...
Конечно, если показатели средние, выше средних, школьную готовность можно скорректировать, это работа и родителей, и педагогов, и психолога.
Ранняя интеллектуализация вредит здоровью, это данные исследований:
у детей, которые пошли в школу с 6 лет, есть 3 основные проблемы:
- низкий жизненный тонус (это невозможно скорректировать раз и навсегда. Для коррекции приходится заниматься фитнесом/спортом на протяжении всей жизни). Низкий жизненный тонус от того, что тот отдел мозга, в котором находится "электростанция" организма, не успел развиться до конца, т.к. началось интенсивное развитие передних (лобных) долей головного мозга.
- низкая мотивация (связана с тем, что лобные доли стали расти раньше, чем должны)
- низкий уровень радости (т.к. гормональный центр, отвечающий за выделение гормонов радости, не успел развиться вследствие ранней интеллектуализации)
И еще скопирую из одной темы:
"Часто бывает, что опережение в развитии одних психических функций обеспечивается за счет недоразвития других.
Как итог, мы имеем высокие показатели умственного развития, а эмоционально-волевой компонент не "созрел" или находится на стадии развития несоответствующем умственному.
И здесь возникают трудности произвольной регуляции деятельности, эмоциональная инфантильность, социально неприемлемые формы поведения и много другого. Согласно данным нейропсихологов, возраст 9-10 лет является переломным моментом для деток, которые пошли в школу с 6 лет, что связано с закономерностями развития мозга ребенка."
Может, есть смысл нагружать ребенка по мере его готовности?
В этом случае мы помогаем ребенку учиться самостоятельно и с удовольствием