1
обратные задачи
Опубликовал: Радуга:),
29 Сентябрь 2015
·
8 048 Просмотров
школа математика
Если ребенок слышит фразу "составь обратные задачи" несколько раз в год, то понятно, что после этой фразы он впадает в ступор.
Милана не любит, если что-то непонятно - ей нравится, что классная отзывается о ней как об одной из лучших учениц. Поэтому, когда мы впервые столкнулись с этим заданием и на уроке она снова не поняла, что делать, мы стали тренироваться дома...
алгоритм таков:
1. решить задачу
2. нарисовать схему
3. выписать все известные данные в таблицу
3. выбрать новое неизвестное
4. заполнить схему новыми данными
5. решить
у девочки было 10 тетрадей, а карандашей - в 2 раза меньше. Сколько карандашей было у девочки?
Софья Николаевна Лысенкова, народный учитель СССР, говорит своим ученикам, что задачу нужно прочесть 3 раза - и тогда станет понятно, что в ней написано.
поэтому задачу Милана выслушала именно столько раз, а потом стала заполнять схему, которую я начертила на доске:
________ ____________ = _____________
что мы знаем? вписываем цифры.
в 2 раза меньше - какой знак ставим?
решение.
это был самый простой этап.
следующий - придумать еще 2 задачи.
если раньше в знаниях школьников были пробелы, то сейчас их головы больше похоже на моря с островками понимания...
обратная задача - это задача с теми же данными, но другим неизвестным.
эту фразу мы повторяли много раз. В психологии этот прием называется "громкая речь" - когда ученик вслух говорит то, что он делает...
если говорить вслух и разбирать, то можно понять, что данные остаются одинаковыми... и что нельзя "2 раза" изменить на "10 раз", что 10 относится только к тетрадям, а 2 - только к разам...
выписали все данные. Теперь у нас известно три пункта. Неизвестный обвели кружочком. Известные в I задаче - звездочками.
- что теперь будет неизвестным?..
- тетради
- а что известно?
- карандаши и разы
- давай заполним схему
и третья задача... выбираем, что назначить неизвестным...
заполняем схему...
но все еще непонятно...
откуда 10 взялось? откуда 5? откуда 2?..
выяснили...
заодно вспоминаем, что "на сколько" - это задача на прибавление или вычитание, "во сколько раз" - задача на деление или умножение...
едем дальше... надо прийти к пониманию, что в "обратных задачах все данные одинаковы"
- сколько в 1-ой задаче тетрадей?.. сколько во 2-ой?.. в 3-ей?..
с карандашами и разами те же вопросы...
за пару раз научиться придумывать обратные задачи сложно. Недаром говорят, повторенье - мать ученья. Вот мы и занимаемся математикой по 20 минут в день, ежедневно. Лучше 20 минут в день, чем час 2 или 3 раза в неделю. Память работает лучше, связи в мозгу растут быстрее, не успевая растворяться. Материал усваивается эффективнее...
так что через годик, когда Русу будет 6, мы замечательно освоим и основы грамоты, и матешу, ведь для этого можно сделать кучу схем, например, таких:
иногда меня спрашивают, зачем ты водишь ребенка в школу? ведь вы бы справились и без нее...
скажу больше, без школы Милана бы понимала больше... приходится выкручиваться и находить дополнительное время на занятия...
но у нас другая цель - социализация...
сегодня утром сосед заехал за детьми, чтобы подбросить до садика и школы. Рус рыдал на выходе: "Я хочу остаться дома!"
- я тоже хочу - ответил сосед. - и Милана хочет
- я хочу в школу! - сказала Милана
оно и понятно, возраст 7-11 - это возраст развития мышления. Если ребенку повезло с учителем и в классе доброжелательная обстановка, а дома родители могут помочь, где не складывается, по-доброму, как другу, ребенок с удовольствием ходит в школу
Милана не любит, если что-то непонятно - ей нравится, что классная отзывается о ней как об одной из лучших учениц. Поэтому, когда мы впервые столкнулись с этим заданием и на уроке она снова не поняла, что делать, мы стали тренироваться дома...
алгоритм таков:
1. решить задачу
2. нарисовать схему
3. выписать все известные данные в таблицу
3. выбрать новое неизвестное
4. заполнить схему новыми данными
5. решить
у девочки было 10 тетрадей, а карандашей - в 2 раза меньше. Сколько карандашей было у девочки?
Софья Николаевна Лысенкова, народный учитель СССР, говорит своим ученикам, что задачу нужно прочесть 3 раза - и тогда станет понятно, что в ней написано.
поэтому задачу Милана выслушала именно столько раз, а потом стала заполнять схему, которую я начертила на доске:
________ ____________ = _____________
что мы знаем? вписываем цифры.
в 2 раза меньше - какой знак ставим?
решение.
это был самый простой этап.
следующий - придумать еще 2 задачи.
если раньше в знаниях школьников были пробелы, то сейчас их головы больше похоже на моря с островками понимания...
обратная задача - это задача с теми же данными, но другим неизвестным.
эту фразу мы повторяли много раз. В психологии этот прием называется "громкая речь" - когда ученик вслух говорит то, что он делает...
если говорить вслух и разбирать, то можно понять, что данные остаются одинаковыми... и что нельзя "2 раза" изменить на "10 раз", что 10 относится только к тетрадям, а 2 - только к разам...
выписали все данные. Теперь у нас известно три пункта. Неизвестный обвели кружочком. Известные в I задаче - звездочками.
- что теперь будет неизвестным?..
- тетради
- а что известно?
- карандаши и разы
- давай заполним схему
и третья задача... выбираем, что назначить неизвестным...
заполняем схему...
но все еще непонятно...
откуда 10 взялось? откуда 5? откуда 2?..
выяснили...
заодно вспоминаем, что "на сколько" - это задача на прибавление или вычитание, "во сколько раз" - задача на деление или умножение...
едем дальше... надо прийти к пониманию, что в "обратных задачах все данные одинаковы"
- сколько в 1-ой задаче тетрадей?.. сколько во 2-ой?.. в 3-ей?..
с карандашами и разами те же вопросы...
за пару раз научиться придумывать обратные задачи сложно. Недаром говорят, повторенье - мать ученья. Вот мы и занимаемся математикой по 20 минут в день, ежедневно. Лучше 20 минут в день, чем час 2 или 3 раза в неделю. Память работает лучше, связи в мозгу растут быстрее, не успевая растворяться. Материал усваивается эффективнее...
так что через годик, когда Русу будет 6, мы замечательно освоим и основы грамоты, и матешу, ведь для этого можно сделать кучу схем, например, таких:
иногда меня спрашивают, зачем ты водишь ребенка в школу? ведь вы бы справились и без нее...
скажу больше, без школы Милана бы понимала больше... приходится выкручиваться и находить дополнительное время на занятия...
но у нас другая цель - социализация...
сегодня утром сосед заехал за детьми, чтобы подбросить до садика и школы. Рус рыдал на выходе: "Я хочу остаться дома!"
- я тоже хочу - ответил сосед. - и Милана хочет
- я хочу в школу! - сказала Милана
оно и понятно, возраст 7-11 - это возраст развития мышления. Если ребенку повезло с учителем и в классе доброжелательная обстановка, а дома родители могут помочь, где не складывается, по-доброму, как другу, ребенок с удовольствием ходит в школу
ну вот, ежедневные тренировки с обратными задачами - и Милана щелкает их, как семечки.