Идем дальше.
Проблема №1: выворотность
Выворотность – это, пожалуй, самое сложное в технике ирландских танцев, так как мышцы, отвечающие за нее, редко используются в повседневной жизни, и, возможно, Вы даже не знаете, где они находятся, и уж тем более не догадываетесь, как заставить их работать. Их даже не видно снаружи: они находятся глубоко под большими ягодичными мышцами. Понадобятся месяцы, чтобы заставить их как следует работать.
Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком, начиная от тазобедренного сустава. Зачем такие сложности? Ведь можно просто развернуть стопы галочкой… Что ж, если Вам не дорого здоровье ног, то дальше можно не читать.
Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12 годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой.
Образец выворотности – классический танец. В балете крайняя степень выворотности частично обеспечивается разворачиванием коленей и лодыжек, но на «привыкание» и тренировку соответствующих мышц уходят годы. Без специальной подготовки такое положение суставов может быть просто опасно. К счастью, в ирландских танцах эта 180° выворотность не нужна, хотя некоторые танцоры пытаются ее достичь, сильно рискуя своими коленями. Но вот парадокс: для некоторых движений правильная выворотность просто обязательна, это единственный способ избежать травм.
Как оценить, так ли Вы разворачиваете стопы? Может быть, приклеить что-то к пятке и следить за меткой в зеркале?.. Правильный способ проверки не посмотреть в зеркало, а сократить мышцы, отвечающие за выворотность. Нужно научиться чувствовать, как они работают, тогда не нужно будет смотреть в зеркало, чтобы удостовериться, что ноги развернуты.
Есть и наглядный способ проверить, правильно ли развернута нога: встаньте выворотно и медленно согните колени. Если колени «смотрят» на пальцы ног, все нормально. Если колени уходят вперед, а стопы в сторону – внимание, проблема: нужно как можно скорее озадачиться своей вывортностью, иначе знакомство с травматологом станет лишь вопросом времени. Лучше танцевать с меньшей выворотностью, чем получить травму. К сожалению, все травмы, к которым ведет пренебрежение этой техникой безопасности, довольно неприятны.
Зачем все это нужно? Оставим эстетические требования в стороне, благо хватает вполне практических: выворотность «дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия, выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей». Такое определение выворотности дает спортивный врач.
Все устроено достаточно просто с точки зрения анатомии: при выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды». Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава. Имитировать (или почувствовать – зависит от старательности и усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают положение.
Итак, простая мораль: разворачивать стопы необходимо от бедра, помогут в этом специальные упражнения.