Что помогало нам:
-книги Гиппенрейтер и ее деление на зоны: опасно, частично опасно и неопасно, т.е. когда мы разделили и решили что можно разрешить ребенку, а также что опасно и не при каких условиях, то принимать решения легче.
- просмотр "няня спешит на помощь" и методики которые там используют, а также ошибки родителей когда они эти методики используют.
Что есть у нас:
- проговаривание эмоций, очень эффективная методика для эмоциональных детей, когда вы им показываете, что не плевать на их чувства, а что просто нет возможности выполнить их требование и такое бывает ребенок должен научится это понимать, т.е. в ситуации с орущим ребенком 30 минут и битьем двери, я бы применила именно это. " Тебе обидно, ты хочешь еще пойти гулять, я прекрасно это понимаю, но сейчас темно и гулять опасно.... Ты злишься и хочешь покричать, я тебя понимаю, если хочешь можешь остаться здесь и покричать или ... (предложить чем-нить заняться)"
- возможность выплеснуть эмоции в определенном месте, т.е. это может быть комната, стул, угол и т.п., вы выделяете ребенку это место и если он хочет покричать, поплакать, подумать и т.д. он идет туда, у нас это стульчик. Ребенок садится и его не кто не трогает до тех пор пока он сам не встанет и не подойдет к нам. Условие, что встает он оттуда когда успокоится, т.е. перестанет орать, ныть и т.д. Обычно потом ребенок идет обниматься-целоваться.
- предупреждение о чем то заранее, т.е. мы не ставим ребенка перед фактом, что мы идем домой, укладываемся спать, заканчиваем игру и т.д., мы говорим так : еще две минуты гуляем и идем домой. При этом не объясняем почему 2 минуты или почему идем домой, т.е. это законченная фраза которая не дает возможности для спора.
наказания:
= лишение чего - либо значимого для ребенка. У нас это сказки, мультики, игрушки.
- сажаем на диван на 3 минуты, это в основном когда ребенок перевозбудился и не слышит что ты ему говоришь.
Это вот основное что используем, конечно это не панацея и тоже может закатить ор в магазине, и капризы в школе, и дома может отказаться собирать игрушки ссылаясь на то,что ручки не гнутся и т.п. Но тем не менее есть хотя бы ориентиры