Перейти к содержимому

Фотография

3D-печать в моделизме

3d-печать

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 50

#34633043
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Аддитивные технологии всё сильнее захватывают мир, и моделизм - это одно из первых применений ЗД-печати, которое приходит на ум.

Тема как раз и посвящена этому - все масштабы и направления, но придерживаемся всё же основной тематики (косплей - это не моделизм!)


  • 0

#21
si-dau

si-dau
  • Гость
  • 7 сообщений

В предыдущем тексте допустил ошибку (не принимаю критику) вообще то критику отчасти я и хотел бы услышать, что бы совершенствовать свои навыки

Вообще трудно придумывать чтобы еще попробовать сконструировать и напечатать.

Предлагайте идеи


  • 0

#22
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Идей как раз хватает, реализация страдает. Много мелочевки надо, но вот ее последующее изготовление - увы, технология еще слабовата.


  • 0

#23
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Очередная модель Алексея (AlexeyS69) с форума RCForum

Руссо-Балт Т 40/65 (1913)

 

Прикреплённые изображения:

  • 1913-14 Russo-Balt T 40_65   20170417-1.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170417-1.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170417-2.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170417-3.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170417-4.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170417-5.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170417-6.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170417-7.jpg

  • 0

#24
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Продолжение

 

 

Работа над моделью начинается со сбора материалов по прототипу. Не смотря на широкую известность «Руссо-Балта Т», материалов по нему минимум. Хорошо, что сохранилось достаточно подробное описание машины, которое я привёл в рассказе о прототипе. Фотографий грузовика, экспонировавшегося на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в мае 1913 г. так и вовсе известны всего две, и ещё пара, где грузовик виден через свиту Николая II. Правда, надо отдать должное, доступны как раз самые необходимые фотографии: сбоку - почти в профиль, и спереди. С этими фотографиями я и начал работать над моделью. Привёл их к 43-му масштабу, по известным параметрам машины. Начал вычерчивать элементы автомобиля с учётом коррекции искажений перспективы фотографий. И вот тут я столкнулся с определёнными проблемами. Дело в том, что размеры, которые у меня получались при проектировании по фотографиям, не стыковались с известными параметрами прототипа. Так например при выверенной колёсной базе - 3650 мм. слишком большой оказалась известная длина бортовой платформы - 3500 мм., для соблюдения пропорций мне пришлось её немного укоротить. При известном диаметре заднего колеса - 1030 мм. визуально слишком маленьким оказалось переднее колесо - 830 мм. На модели мне пришлось увеличить его диаметр до 900 мм. По фото длина кабины получалась 1040 мм. - примерил по себе, получилась слишком тесная кабина. Увеличил длину до 1120 мм., хотя и это слишком мало в реале, но на модели больше уже нельзя было сделать без искажения пропорций. И так во многом. И вот тогда я решил обратиться за помощью к более сведущим Коллегам.
Подбирая материалы для проектирования модели, я натолкнулся на тему «Руссо-Балт Т» мастерской «МАЛ» на форуме RCForum. В ней, в ходе обсуждения модели, промелькнул фрагмент довольно подробной схемы-чертежа «Руссо-Балта». Тогда я понял, что энтузиасты уже прорабатывали вопрос по этому грузовику, и построили этот чертёж. Я обратился с просьбой о предоставлении информации к автору того сообщения – Андрею Атюкину, он же и оказался автором этого чертежа. Андрей любезно предоставил мне свою работу - поразительный по качеству, тщательности и подробности проработки рисунок-чертёж. Теперь работа пошла легче. Мучиться с копийностью модели уже не приходилось, чертёж - отличная основа для построения.
Конструкция модели, в принципе, такая же, как у предыдущих моих моделей, но есть несколько важных нюансов. Первый – рама. Точнее – передние концы её лонжеронов. Напомню, 3Д-принтер накладывает множество ограничений на 3Д-модели для получения удовлетворительного результата при печати. По-скольку мой принтер не печатает вторым материалом – поддержкой, желательно избегать в модели консольно нависающих элементов. В идеале все детали должны иметь плоское основание. В модели «Руссо-Балта» не получилось удовлетворить этому условию только на внутренних боковинах передних крыльев. Так вот о раме - на предыдущих моих моделях передние рессоры крепились на штифтах под рамой. На «Руссо-Балте» передние концы лонжеронов рамы выставлены напоказ. По этому я решил эти элементы сделать отдельными плоскими деталями и приклеить к раме. На фотографиях это хорошо видно. Второй интересной деталью стала кабина. Впервые я её напечатал одной деталью, чему способствовала её простая форма и отсутствие крыши. Правда дверцу пришлось сделать накладной, что пагубно сказалось на копийности. Изрядно помучился с передними крыльями, пока получил технически выполнимое решение. Крылья состоят из 2-х деталей – собственно само крыло и его внутренняя боковина. Кузов традиционной для меня конструкции: основание с приклеенными к нему поперечинами и бортами. Подвески так же достаточно отработаны: сзади к раме на штифтах приклеены рессоры, в них вклеена балка, далее – цепные передачи, по ним выставил дифференциал. Под него, честно говоря забыл оформить посадочное место на раме, а обнаружил это уже при сборке – пришлось дорабатывать по месту. Спереди к раме приклеены детали передних концов лонжеронов с рессорами, в них вклеена передняя балка. Макет двигателя на этот раз решил собрать из 2-х половин. Получилась объёмная деталь, включающая и двигатель и защитный поддон. Оптимальным считаю разбиение этого узла на три детали, с отдельным поддоном. Учту это в будущих моделях. Копийность двигателя весьма условна, подробных его фото найти не удалось. хотя многое понятно по приведённому мною ранее описанию машины. Капот на моей модели съёмный, правда в собранном виде снять его практически невозможно – мешают растяжки тента. Кабина установлена на раме на стальных штифтах и клее. Кстати в этот раз решил применить «СуперМомент-Гель». Клеем очень доволен. Лувры на капоте так же пришлось делать накладными, равно как и рояльные петли открывания его створок. Уже по ходу сборки модель обогатилась фонарями, буксировочными крюками, тягой рулевого механизма, щитком под фонарём на задке. В кабине имитированы только сиденье, руль и рычаги трансмиссии и тормоза в кулисе. Изрядно пришлось повозиться с фонарями. Их я собирал из 3-х деталей. Причём, из-за миниатюрности деталей их печать вышла довольно условной, а обработка мучительной. Получившимся результатом я не очень доволен, но лучше их я сделать не смог. Так же буксировочные проушины пришлось печатать сплошными, высверливать отверстия, а уже потом оформлять крюки. Иначе они просто бы не получились. Стяжки тента выполнил из отходов при печати – специально отпечатанные оказались слишком толстыми. Вцелом на модели я постарался сымитировать все видимые элементы прототипа, тот же горный тормоз или специфический глушитель например. Естественно совсем уж мелкие элементы типа тросиков, тяг или скоб на кузове и хлястиков на тенте пришлось опустить. Как положено я бы их всё равно не сделал, а показав условно замусорил и испортил бы модель.
К сожалению детали модели получились несколько грубоватыми – ещё одно ограничение при печати диаметр сопла принтера 0,4 мм. Так например головки болтов на колёсах просто не пропечатались, хотя на 3Д-модели я их обозначил. Зачистку деталей модели я старался минимизировать, фактически сведя лишь к удалению облоя. Основным инструментом при этом у меня является остро отточенный скальпель, лишь иногда привлекаются надфили, свёрла, наждачная бумага. Отсюда повсеместно на модели заметная специфическая текстура 3Д-печати. По-хорошему все элементы нужно шпаклевать и вышлифовывать, но на это у меня не хватит ни времени, ни терпения, ни квалификации. Вцелом я своей работой доволен – получил истинное удовольствие от процесса. Геометрию прототипа, благодаря чертежам Андрея, мне передать удалось. За это ему большое спасибо. Попутно наметил себе объекты для приложения усилий в дальнейшем – это «Руссо-Балты» моделей «М» и «Л», а так же грузовик Бориса Луцкого.

 

Прикреплённые изображения:

  • Russo-Balt T 40_65   20170404-11.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170405-1.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170407-1.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170407-2.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170409-1.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170409-2.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170411-1.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170411-2.jpg

  • 0

#25
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Окончание

Прикреплённые изображения:

  • Russo-Balt T 40_65   20170416-1.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170416-2.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170416-3.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170416-4.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170416-5.jpg
  • Russo-Balt T 40_65   20170416-7.jpg

  • 1

#26
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Только-только вышла в новой журнальной серии Катюша на шасси ЗИС-151, а умельцы с помощью 3D-печати уже дорабатывают:

Первое, что я однозначно решил сделать, это приподнять кабину на 2 мм. аналогично "ЗИС-151 ВАРЭМ" из АНС - по умолчанию кабина стояла слишком низко. Для этого на раму, под кабину приклеил 2-мм. проставку по форме рамы и крепёжных элементов. Проставку я распечатал на 3Д-принтере, хотя для этого прекрасно подходит листовой пластик нужной толщины. Особое внимание местам крепления кабины к раме. Длины штатных винтов хватило для крепления кабины. Деталь подножки пришлось приклеить к основанию кабины с крыльями, поскольку посадочное место под них оформлено в раме. В результате шасси модели получило "внедорожную осанку".

По примеру коллег, едва сняв кабину с модели, снял бронезащиту. Под ней обнаружилась вполне приличного качества кабина. Такую красоту мне стало жалко скрывать, и я решил сделать бронезащиту в транспортном положении, сама-то машина представлена именно в транспортном состоянии. Детали так же распечатывал на 3Д-принтере, хотя ввиду своей геометрической простоты их вполне можно изготовить из листового пластика, например от пластиковой карточки. При разработке я пользовался фотографиями, а чертежи и схемы нашёл позже. Когда-нибудь переделаю защиту в сторону большей копийности.

 

 

Прикреплённые изображения:

  • ZIS-151 - BM-13   (DeA) 20170501-16.jpg
  • ZIS-151 - BM-13   (DeA) 20170501-17.jpg
  • ZIS-151 - BM-13   (DeA) 20170501-18.jpg
  • ZIS-151 - BM-13   (DeA) 20170501-19.jpg
  • ZIS-151 - BM-13   (DeA) 20170501-10.jpg
  • ZIS-151 - BM-13   (DeA) 20170501-12.jpg
  • ZIS-151 - BM-13   (DeA) 20170501-15.jpg

  • 1

#27
si-dau

si-dau
  • Гость
  • 7 сообщений

проект с погрузчиком еще в работе, проблема возникла с колесами. Теперь проблема вроде решена. На сегодня модель выглядит так 

Прикреплённые изображения:

  • 20170513_185432.jpg
  • 20170513_185509.jpg

  • 3

#28
si-dau

si-dau
  • Гость
  • 7 сообщений

Ну и что бы не терять время пока решалась проблема с колесами пришла идея, сделать прицеп для трактора, благо такой имеется у меня во дворе. С него были сняты "мерки" сделана 3D модель в автокаде ну и распечатана и собрана. Пос обработки модель не подвергалась, поручни, крючки и петли изготовлены из медной проволки диаметром 0,6 мм. Колеса для прицепа взяты с модели ГАЗ-52  

Прикреплённые изображения:

  • 20170430_211530.jpg
  • 20170501_134318.jpg
  • 20170501_134915.jpg
  • 20170509_103444.jpg
  • 20170513_070738.jpg
  • 20170513_190344.jpg
  • 20170513_190402.jpg
  • 20170513_190416.jpg

  • 5

#29
Kohho2

Kohho2
  • Свой человек
  • 720 сообщений

Ну и что бы не терять время пока решалась проблема с колесами пришла идея, сделать прицеп для трактора, благо такой имеется у меня во дворе. С него были сняты "мерки" сделана 3D модель в автокаде ну и распечатана и собрана. Пос обработки модель не подвергалась, поручни, крючки и петли изготовлены из медной проволки диаметром 0,6 мм. Колеса для прицепа взяты с модели ГАЗ-52  

Здорово получилось  :idea:


  • 0

#30
si-dau

si-dau
  • Гость
  • 7 сообщений

Вот и закончен проект постройки погрузчика, результатом я доволен. Конечно на модели есть следы от печати, но я и не ставил задачу получить идеальную модель. Задача была как можно ближе к оригиналу получить копию при помощи 3D печати. На модели были использованы колеса от ГАЗ-52 и трактора ЮМЗ. Проблема возникла с поворотным мостом, так как колеса нашлись слишком поздно и рама к этому моменту была уже собрана, пришлось колеса крепить намертво, но в будущем мост можно делать поворотным и рама уже переделана под это. Видео можно посмотреть сдесь https://www.youtube....yAZx-ArA&t=605s

 

Прикреплённые изображения:

  • 33.jpg
  • 5.jpg
  • 32.jpg
  • 23.jpg
  • 27.jpg
  • 20.jpg
  • 22.jpg

  • 2

#31
si-dau

si-dau
  • Гость
  • 7 сообщений

и еще фото

Прикреплённые изображения:

  • 28.jpg
  • 29.jpg
  • 30.jpg
  • 34.jpg
  • 35.jpg

  • 2

#32
Kohho2

Kohho2
  • Свой человек
  • 720 сообщений

Станислав - здорово, с каждым разом  восхищаюсь все больше и больше  :idea:


  • 0

#33
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Очередная модель Алексея с RCForum-а

ХПЗ «Коммунар» (1924-35)

Мысль о создании модели этого трактора посетила меня после выхода в журнальной серии «Тракторы: история, люди, машины» выпуска с неудачной моделью. Журнальный «Коммунар» оказался немасштабным – значительно более мелким, чем должен был быть в 43-м масштабе. От его покупки, благодаря своевременной информации коллег по форуму, я воздержался. Желание же пополнить коллекцию моделью этого трактора осталось – как-никак машина значимая в истории отечественного тракторостроения. К той поре я уже понемногу освоил 3Д-принтер, создал с его помощью свою первую модель – «Додж Три Четверти». Геометрия одного из первых отечественных тракторов несложная для реализации в САПРе и печати на принтере, и я взялся за работу.

 

 

Прикреплённые изображения:

  • HPZ Kommuhar   20170511-1.jpg
  • HPZ Kommuhar   20170511-2.jpg
  • HPZ Kommuhar   20170511-7.jpg
  • 1924-31 HPZ Kommunar   20170523-1.jpg

  • 1

#34
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Продолжение

ак я уже рассказывал в предыдущем сообщении, разочарование моделью трактора «Коммунар», вышедшей в 36-м выпуске журнальной серии «Тракторы», побудило меня взяться за самостоятельное создание модели этой машины. К тому времени я немного научился пользоваться 3Д-принтером, узнал его возможности и особенности работы с ним, закончил создание своей первой модели – «Додж Три Четверти». Прототип трактора «Коммунар» обладает несложной геометрией, легко воспроизводимой в программе трёхмерного проектирования, при этом характерен интересной архитектурой. Большим подспорьем в работе, а по сути одним из определяющих факторов в решении взяться за создание модели, стали чертежи «Коммунара», размещённые коллегами в теме, посвящённой соответствующему выпуску журналки . Эти же чертежи определили выбор модификации, которую я взялся делать – в отличие от раннего журнального «Коммунара Г-50 (35/50, 9Г)» мой трактор поздней модели «3-90». Самым заметным отличием моделей является ходовая часть с различной конфигурацией балок гусеничных движителей.

Основой модели, как и у прототипа, является остов – объёмная деталь, коробчатого сечения. Учитывая опыт построения «Доджа», я заложил в конструкции пазы для точного позиционирования ключевых несущих деталей, определяющих структуру и геометрию модели. К остову крепятся балки крепления гусеничных коробок, каркасные детали надстройки и деталь радиатора. Дальше собрал гусеничные коробки. Геморрой ещё тот! Я решил сделать модель с функциональной ходовой – все звёздочки, катки и ролики выполнил подвижными. Для этого нужно было насверлить кучу отверстий, мне пришлось даже соорудить своеобразные цанговые оправки на свёрла, которые так же распечатал на принтере. Кроме того, из-за особенностей печати без материала-поддержки, основания всех деталей должны быть плоскими и располагаться на столе принтера. Соответственно каждый ролик, звёздочку, каток пришлось делать из 2-х симметричных половин. После сборки гусеничных балок я установил облицовочные панели надстройки. Проектируя детали, я промахнулся с высотой отбортовок на панелях надстройки , сделал их слишком большими, рельефными – боялся, что рельеф при печати получится невыразительным. В итоге получилось наоборот – слишком резко.
Подготовку к сборке отпечатанных на принтере деталей я решил свести к минимуму – фактически только зачищал облой и удалял с поверхностей мусор от 3Д-печати. Расплавленный пластик тянется при переездах печатающей головки от одного элемента модели к другому, на поверхности остаются нити пластика. Напомню, что при печати на принтере, поверхности имеют специфическую слоистую текстуру от проходов головки. По-хорошему все видовые поверхности нужно шпаклевать и вышлифовывать перед покраской. На выполнение этих операций у меня не хватает ни терпения ,ни умения, ни времени, поэтому я оставляю поверхности как есть, при покраске стараюсь залить текстуру краской. Правда, даже после нескольких слоёв краски, полностью текстура не исчезает, по модели видно, что её печатали на принтере.
Тут я потихоньку добрался до гусеничных лент и фурнитуры. Всю мелочь типа фар, лесенки и прицепного решил устанавливать после гусениц, которыми и занялся. Гусеницы я хотел сделать подвижными, состоящими из отдельных звеньев. По моему проекту каждое звено имело отдельный башмак, который я рассчитывал приклеить на готовой цепи из звеньев. Этой-то цепью и занялся. Работёнка ещё та! Каждое звено нужно отпечатать, зачистить и просверлить отверстия для пальцев. Потом попытаться аккуратно собрать цепь на пальцах из проволоки канцелярской скрепки. Самое же печальное это получившийся у меня результат – цепь не получилась ровной. Помучившись я решил отложить модель до лучших времён. За те пол-года, что трактор простоял у меня на рабочем столе, мимо него проехали пять новых моделей, сделанных с нуля. Недавно меня посетила идея по решению проблем с гусеницами, и я решил «домучить» модель «Коммунара». Я воспользовался идеей, которую реализует «Звезда» в своих танках72-го масштаба для сборки без клея. Они выполняют гусеничную ленту из полистирола плоской, при установке она сгибается в местах стыка звеньев и таким образом огибает катки и звёздочки. Нечто подобное сваял и я. Конечно это шаг назад, поскольку мне пришлось отступить от первоначального замысла, но по-иному я модель не доделал бы никогда.
Осталась мелочёвка – фурнитура модели, придающая ей вид и детализацию. Всё достаточно традиционно – я немного научился работать с печатью относительно тонких деталей. Тут особого упоминания заслуживает изготовление лесенки трактора – наиболее характерного элемента его экстерьера.
Первоначально я планировал сделать лесенку из проволоки. Довольно «геморная» технология, с пайкой, не гарантирующая хорошего результата. Тут у меня возникла идея распечатать лесенку с поручнями на принтере в виде развёртки, согнуть её. При этом варианте окончательно сформированный узел получается лишь после установки на модель. Попробовал распечатать несколько вариантов, пока нашёл правильную конфигурацию. На мой взгляд, получилось приемлемо. Впоследствии обязательно воспользуюсь этой идеей для исполнения подобных ажурных элементов в моделях.
Подобным же образом изготовил тяги прицепного устройства – распечатал их в развёртке и согнул. С остальными элементами фурнитуры всё более традиционно – объёмные детали типа крюка, фар, сделаны из 2-х деталей с плоскими основаниями. Глушитель немного посложнее, состоит из банки глушителя, 4-х патрубков от цилиндров двигателя и выхлопного патрубка, загнутого поросячьим хвостиком.
Вообще я постарался выполнить в модели все видимые элементы прототипа, в кабине установил два рычага управления, рычаг трансмиссии, некое подобие большого шприца для смазки. На моторном щите установил некий прибор довольно внушительных размеров, назначение которого мне неизвестно. Радиатор пришлось сделать достаточно условным – попытка детализировать блоки теплообменников обернулась бы неряшливой печатью, а это всё-таки лицо модели.
По качеству изготовления косяки традиционные – неряшливость при сборке, мне не всегда удаётся нормально работать с клеем «Супермомент-Гель», кое где встречаются и потёки клея, которые я, правда, пытался максимально зачистить, и не очень ровно установленные детали. Покраска кисточкой краской «Звезда Мастер-Акрил» с традиционным мусорком. По специфической структуре поверхностей деталей я уже говорил, но тут есть и некая демонстрация специфичности модели именно напечатанной на принтере.
Моделью я остался вполне доволен – мне удалось ликвидировать пробел в теме, вызванный не очень ответственным отношением к делу производителя моделей журнальной серии. Особое же удовольствие получаешь от самого процесса создания модели – с точки на пустом экране компьютера до вполне себе материального объекта на столе. Этот процесс хочется переживать ещё и ещё, много раз. Сейчас я работаю над моделью ещё одного грузовика «Руссо-Балт». На этот раз это модель «М 24/35» 1912 года. Как только что-то получится, обязательно поделюсь с Вами, Друзья.

 

 

Прикреплённые изображения:

  • HPZ Kommuhar 20160830-1.jpg
  • HPZ Kommuhar 20160830-2.jpg
  • HPZ Kommuhar 20160914-1.jpg
  • HPZ Kommuhar 20160914-2.jpg
  • HPZ Kommuhar 20160915-3.jpg
  • HPZ Kommuhar 20170422-1.jpg
  • HPZ Kommuhar 20170422-2.jpg
  • HPZ Kommuhar 20170425-1.jpg
  • HPZ Kommuhar 20170505-1.jpg

  • 0

#35
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Очередная, восьмая по счету модель Алексея с RC-Forum
 

Руссо-Балт тип М 24/35 (1912)

При работе над «Руссо-Балтом Т 40/65» я так проникся темой первых отечественных грузовиков, что мне очень захотелось создать модель ещё одной машины Русско-Балтийского завода – первенца, грузовика модели «М 24/35». Фотографии этой машины хорошо известны любителям отечественной автомобильной истории, правда, как и в случае с моделью «Т», их всего несколько штук, включая автобусы, созданные на шасси этой машины и поздние версии 1914 года с овальным радиатором.

 

 

Прикреплённые изображения:

  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170615-1.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170615-2.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170615-3.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170615-4.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170615-5.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170615-6.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170615-7.jpg
  • 1912 Russo Balt  М 24_35   20170616-1.jpg

  • 2

#36
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Продолжение

Традиционно работа над моделью начинается со сбора информации. Её удалось набрать немного – всего несколько фотографий. Все они помещены мною в предыдущем сообщении. Не смотря на достаточно хорошее качество одной из фотографий, этого материала для построения достоверной модели катастрофически мало. Можно конечно извернуться и строить модель по пропорциям, сопоставляя полученный результат с фотографией прототипа. Примерно так я проектировал свои первые модели грузовиков – «Уайт ТАД», «Уайт-АМО» и «Я-3». 
Мне удалось выбрать более эффективный способ – воспользоваться при построении уже проделанной работой. Я обратился за помощью к Андрею Атюкину, и он мне не отказал. Андрей предоставил мне свои подробнейшие и очень тщательно выполненные чертежи. Из них, помимо геометрических параметров прототипа, я почерпнул такую информацию, которую на фотографиях и не увидишь. Сейчас я говорю о таких вещах, как конструкция горного упора, наличие и расположение номерной таблички и фонаря сзади. Пользуясь случаем, хочу ещё раз выразить свою благодарность Андрею, в модели заложена немалая часть его трудов.

Создание модели я обычно начинаю с рамы. По конструкции она достаточно простая, но для того, чтобы её нормально выполнить 3Д-печатью пришлось немного поизголяться. Ещё при работе над «Руссо-Балтом-Т» я нащупал способ выполнения рамы с передними рессорами, закреплёнными на передних концах лонжеронов. Напомню, одним из ключевых требований 3Д-печати на 1-головочных принтерах без применения материала-поддержки является плоское основание детали. Принтеру нужна база, на которой он послойно будет наращивать пластик. Соответственно раму пришлось разделить на три детали: сама рама и две передние рессоры, выполненные заодно с передними частями лонжеронов. При сборке рессоры приклеиваются к раме, решая проблему печати достаточно сложного объёмного элемента.
Бортовая платформа изготовлена по отработанной технологии: к детали основания кузова, с помощью специальных пазов, приклеиваются поперечные балки платформы. Единственное, нужно следить за перпендикулярностью установки балок. Дальше, в передней части я приклеиваю к основанию передний борт, выставляя его симметрично относительно продольной оси кузова. Дальше клеятся боковые борта кузова к боковым же торцам основания и переднего борта. Последним вклеиваю задний борт. Рельеф и фурнитуру бортов я решил выполнить непосредственно в детали. Скобы замков бортов и установки стоек тента получились, конечно, не очень внятными, но отдельными деталями мне их не сделать, и тем более не установить ровно.
Колёса на этой модели я решил сделать заодно с шинами. По опыту выполненных ранее грузовиков, очень трудно приклеить ровно тоненькие шины на наружную поверхность дисков. Исключением явилась наружная шина заднего колеса. Дело в том, что в процессе работы над моделью, я сделал для себя небольшое открытие: оказывается на старинных грузовиках, оснащённых сплошными шинами, «грузолентами», задние колёса не были сдвоенными, как я выполнял их ранее, а просто делались более широкими для монтажа двух шин. Поэтому внутренние шины задних колёс я выполнил заодно с дисками, а вот наружные, из-за особенностей печати, пришлось делать как раньше, отдельными деталями. Минусом конструкции колеса совмещённого с шиной заключается в сложности аккуратной покраски впоследствии.
Немножко пришлось повозиться с деталями кабины. На прототипе ящик под сидением водителя имеет дверцы с торцов, которые при печати нормально не получатся. Пришлось вводить дополнительные плоские детали с рельефом этих дверок. Аналогично пришлось поступить с боковыми стенками сиденья – дополнительные плоские детали клеить с боков к дивану.
После этого кабину можно установить на раму, используя для её ориентации два штифта. После этого сборка бортовой платформы вклеивается в пазы рамы. К переднему торцу основания кабины и к раме приклеил моторный щит.
Технологию изготовления крыльев со сплошными внутренними боковинами я так же отработал ранее – затруднений этот момент теперь не вызывает. Двигатель модели «С» пытался сделать по доступным чертежам и фотографиям, правда тут технология накладывает слишком много ограничений. Именно из-за них не удаётся воспроизвести деталировку мотора, а разбивать его на большое количество мелких деталей не хочется – создание такой сборки трудоёмко, а двигатель всё равно скрыт капотом. В итоге я разбил его на две половины с разъёмом по продольной оси и отдельную деталь вентилятора. В отличие от «Руссо-Балта Т», на этот раз я решил сделать защитный поддон отдельно. Так он избавляется от уродующего шва разъёма.
Ходовая часть выполнена традиционно. На штифтах из канцелярской скрепки к раме крепятся задние рессоры. В них вклеивается балка задней оси. С помощью, предварительно установленных, деталей цепных передач выставляется и приклеивается к раме корпус дифференциала с карданным валом, склеенный из 2-х половин. В его торцах засверлены отверстия и установлены штифты для фиксации деталей цепных передач. На его концы одеваются и приклеиваются проушины крепления к раме. Следом устанавливаем на место детали цепных передач, приклеивая их к балке задней оси и штифтам в торцах чулков дифференциала. Теперь можно устанавливать колёса. Переднюю балку аналогично вклеил в проушины передних рессор, но только после установки поддона двигателя.
Далее собрал моторный отсек и установил радиатор. Радиатор и раму в месте его установки, предварительно покрасил, чтобы избежать последующей небрежности в месте их стыка. Чтобы правильно сориентировать радиатор при установке, на его боковых гранях выполнил специальные ограничительные упоры, которые после высыхания клея, срезал скальпелем. Следующий этап – установка крыльев. На раме я сделал специальные ориентирующие упоры, чтобы спозиционировать крылья в продольном направлении, а вот в поперечном ровность установки приходится контролировать на глаз.
На «Руссо-Балте М 24/35» установлены очень ажурные подножки. их мне пришлось делать из 2-х деталей: собственно подножки и Г-образного кронштейна. Для ориентации и крепления на раме выполнены специальные посадочные места.
Топливный бак я сделал из 3-х частей: средняя часть и две боковины с кронштейнами. Горные упоры, приклеенные в специальные пазы на балке задней оси и к нижней поверхности лонжеронов рамы, очень ажурные детали, и всё-таки настоящие должны быть ещё тоньше. Тут я ограничен технологией. Вообще все тонкие детали при печати выполнены заведомо толще, с расчётом на доработку. Я выскабливаю их остро отточенным скальпелем до получения нужной толщины и конфигурации. Часто этого бывает недостаточно, и мелочёвка выглядит несколько грубоватой. Тут ничего не поделаешь – приходится мириться, другая технология мне недоступна.
Дальше модель стала обрастать понемногу фурнитурой: глушитель из 5 деталей, фонари из 3-х, руль с рулевой колонкой, педали, рычаги трансмиссии и тормоза (пакет из 4 деталей), рулевая тяга, буксировочные крюки.
Кстати руль мне не удалось выставить на модели по чертежу – рулевая колонка должна стоять более отлого, но отверстие для её крепления мне удалось просверлить только так. Интересно было повозиться с педалями. Их площадки я сделал из срезов литника диаметром 2 мм., а штоки из отрезков пластиковой нити из сопла принтера диаметром 0,4 мм. Пришлось малость повозиться с крюками – столь тонкую деталь на принтере не напечатать, поэтому я печатал заготовку, в которой сверлил отверстие, а следом вырезал скальпелем сегмент заготовки для образования крюка. Неудачно у меня получилось выполнить предохранительный брус радиатора – ряд отверстий я просверлил неровно, не смотря на то, что в детали они намечены. Лувры на капоте я выполнил накладными деталями, как и на более ранних моделях. При печати заодно с капотом, они практически не получаются. На капоте же приклеена имитация ремня из пластиковой ленты. Я решил украсить его характерным нюансом – хлястиком заправленного в пряжку свободного конца ремня.

Из недостатков модели отмечу те же, что и ранее. Прежде всего, это текстура поверхностей деталей, напечатанных на принтере. Для получения достойного результата, их нужно шпаклевать и шлифовать. Я эти операции не выполнял ввиду острого недостатка времени и неумения, ограничивался лишь зачисткой деталей от облоя и мусора при печати. При сборке модели я использовал клей «СуперМомент Гель». При всех достоинствах этого клея, он имеет ограничения по времени позиционирования деталей при склейке. Поэтому кое-где модель собрана кривовато, правда в глаза это не бросается. Ну и наконец, покраска. За неимением лучшего, я крашу кистью красками «Звезда Мастер-Акрил». Краска мне нравится своей стойкостью к механическим воздействиям – модель можно брать в руки. Правда маляр из меня никудышный, по этому в краске встречается и мусорок и потёки и неровные границы стыков цветов.

Как бы то ни было, своей работой я остался доволен. Считаю, что модель вышла геометрически вполне достоверной, и я получил вполне неплохую модель одной из своих «хотелок», а по совместительству очень интересного и знакового отечественного автомобиля, которую при других обстоятельствах я бы не мог себе позволить купить. Но истинное наслаждение я получил от процесса работы над моделью, когда всё начинается с точки на пустом экране монитора, когда появляются первые напечатанные на принтере детали, когда из них постепенно формируется модель. Это дорогого стоит, и я обязательно продолжу заниматься этим интересным делом. 

 

 

Прикреплённые изображения:

  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170521-1.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170522-1.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170529-1.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170602-1.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170603-2.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170608-1.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170610-2.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170618-1.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170618-2.jpg
  • Russo Balt  М 24_35 (1912)   20170618-3.jpg

  • 0

#37
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

9 модель Алексея с RC-форума

 

 

Выбрав прототипом для своей очередной модели первый отечественный грузовик «Фрёзе» 1901 года, я столкнулся с острой нехваткой информации. Мне оказалась доступна пара снимков в профиль этой машины, а скорее всего это один и тот же снимок по разному обработанный, да заметка «Из коллекции «За рулём», откуда удалось почерпнуть кое какие геометрические размеры машины, снабжённая замечательным рисунком Александра Захарова. Так же определённую помощь в проектировании оказали фотографии грузовиков 1902 года, участвовавших в Курских манёврах, фотографии и рисунок Захарова омнибуса «Фрёзе», созданного на шасси грузовика и фотография электротелеги. Хорошим подспорьем мог стать чертёж омнибуса, по всей видимости из «Техники молодёжи», но невооружённым глазом видно, что на нём геометрия прототипа искажена.

За основу, при построении модели, я взял ключевую геометрическую характеристику любого автомобиля – размер колёсной базы. Уже первые прикидки показали, что указанный в «за рулём» размер колёс слишком мал. К тому же в «За рулём» нет размера колеи и ширины машины – поэтому мне пришлось задавать ширину модели «на глаз», используя снимки машин-наследниц первого грузовика.

Дальше работа пошла веселее – модель относительно простая, небогатая на деталировку, из относительно простых деталей. Открытым остался вопрос об техническом устройстве прототипа. По тому, что я смог разглядеть на фотографиях и рисунках я отрисовал и расположил агрегаты. На истину в последней инстанции не претендую, без подлинных чертежей это неразумно. Коробку передач я сблокировал с дифференциалом - судя по компоновке, так и было сделано на прототипе. На валу между двигателем и КПП расположил сцепление – другого места ему не найти, если только оно не было сблокировано с самим двигателем.

Довольно серьёзной проблемой стала ажурность деталей прототипа – тонюсенькие трубочки лонжеронов и закреплённых на них рессор, спинка сиденья, рычаги и т.д. Пределом толщины деталей, напечатанных на моём 3Д-принтере, является 0,8 – 1 мм. Детали меньшего сечения пропечатываются плохо, меньшей толщиной я печатаю только элементы деталей и в этом случае толщину можно уменьшить до 0,5 – 0,6 мм. Примерно такие же величины являются пределом по прочностным характеристикам модели. Так вот даже такая малая толщина слишком велика для некоторых деталей модели – детали смотрятся грубовато, слишком массивными. Но какой-то баланс, считаю, мне соблюсти удалось и этот фактор в глаза не бросается.

Основой модели стала платформа, на которой размещается «кабина» водителя, состоящая из ящика моторного отсека, с установленным на нём сиденьем, и ветрозащитного щитка. К этой же платформе крепится платформа грузовая, поначалу она и являлась грузовой. Я не сразу увидел, что она отличается по ширине от основной, пришлось мне грузовую платформу делать вдогонку и клеить к несущей. С несущей платформой связан один «косяк», невольно заложенный мною в модель. Поскольку мне были доступны лишь плохонькие фотографии прототипа в профиль, остальные виды я уточнял по достаточно качественному снимку грузовиков 1902 года. На них передние углы платформы скруглены, и на них установлены кронштейны ходовых фонарей. Такие углы я и оформил в модели, полагая, что слишком сильно грузовик «Фрёзе» за год поменяться не мог. Однако, внимательно присмотревшись впоследствии, увидел-таки прямые передние углы на прототипе. Такие же углы на фотографиях имеют омнибус и электротелега – прямые наследники первого грузовика. К той поре сборка модели шла полным ходом, и начинать всё заново мне не хотелось. Пришлось смириться с этим недостатком, а поправить его лишь в 3Д-модели.

К платформе снизу крепятся лонжероны с рессорами. На прототипе они похоже раздельные (перед/зад) мне для обеспечения геометрии и прочности модели, пришлось эти элементы объединить. Самой морокой было зачистить эти ажурные и хлипкие детали от облоя 3Д-печати и не сломать их. Так же снизу к платформе клеится короб – по всей видимости на прототипе это деревянный подрамник задней подвески и трансмиссии. Конструкция мостов, ставшая для меня уже традиционной: в пазы рессор вклеиваются балки передней и задней подвески с вклеенными же в них осями колёс из проволоки канцелярской скрепки. Колёса впоследствии надеваются на эти оси и фиксируются неподвижными бобышками ступиц. Следом на днище закреплены основные агрегаты, включая КПП с дифференциалом, сцепление, двигатель, приводной вал и радиатор.

Самой интересной и ювелирной работой для меня стала сборка кабины. К ящику моторного отсека с торцов приклеены детали боковин, имитирующие дверцу с левой стороны и жалюзи с правой. На правой боковине выполнено посадочное место «ручки кофемолки» - маховичка, управляющее назначение которого мне неизвестно. Из-за тонкости деталей очень трудно было работать с рулевой колонкой. Педали я сделал из срезов круглого литника диаметром 2 мм, приклеенным к ножкам из 0,4мм. лески. Не очень убедительно получилась улитка клаксона, хотел её вообще не ставить, но уж больно заметный элемент экстерьера машины. Подушка сиденья приклеена к ящику моторного отсека. Спинку сиденья я решил сделать по технологии, найденной мною при работе над «Коммунаром» - я распечатал её развёртку и, согнув, приклеил её. Единственное – толстовата получилась деталь, но более копийной её мне не сделать.
В целом моделью я остался доволен – не шедевр конечно, но образ прототипа вполне передаёт. Я постарался сделать геометрию модели как можно ближе к прототипу, по возможности передать все видимые части. По качеству изготовления – всё как всегда. Детали имеют характерную для 3Д-печати текстуру, местами кривовато приклеены – «СуперМомент-Гель», которым я пользуюсь, к сожалению не всегда даёт исправить огрехи сборки. Покрашена модель кистью красками «Мастер-Акрил Звезда».

 

Прикреплённые изображения:

  • 1901 Frese - De Dion 8 PS   20170801-3.jpg
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170718-1.jpg
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170718-3.jpg
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170718-6.jpg
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170718-7.jpg

  • 0

#38
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Продолжение

Прикреплённые изображения:

  • 1901 Frese - De Dion 8 PS  20170714-1.JPG
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170712-1.jpg
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170713-1.jpg
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170714-2.jpg
  • Frese - De Dion 8 PS (1901) 20170714-4.jpg

  • 0

#39
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Очередная модель Алексея с RC-форума - это Руссо-Балт Е 15/35. Поскольку у меня уже лимит на выкладывание фото достигнут, размещу просто ссылку:

http://rcforum.su/sh...901#post1213901


  • 0

#40
Caterpillar

Caterpillar

    Коллекционер моделек

  • Модератор
  • 12 446 сообщений

Продолжение - 2я часть статьи о постройке Руссо-Балт Е 15/35

http://rcforum.su/sh...996#post1213996


  • 0



Темы с аналогичным тегами 3d-печать

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.