Взяться за создание этой модели меня побудило начало прочтения трёхтомника, вышедшего к 100-летнему юбилею «ЗиЛа». Очень хорошая и информативная книга – огромное спасибо её создателям. Отдельное спасибо за то, что не пожадничали и выпустили в свободное обращение её pdf-версию, которую я собственно и читаю. Так вот, проникшись атмосферой эпохи (1916-24 г.г.) я решил взяться за модели автомобилей, которые тогда выпускались на заводе «АМО». Мало того, я решил создать своеобразный триптих из 3-х моделей.
Первенцем, логично, должен стать трёхтонный грузовик «White TAD», один из самых массовых грузовиков в дореволюционной России, ремонт которых был системно налажен на заводе «АМО» в первые годы. Второй моделью стал как раз капитально отремонтированный на «АМО» грузовик «Уайт», причём настолько радикально снабжённый запчастями собственного производства (до 85%), что ему присвоили новое наименование – «Уайт-АМО» или «АМО-У3». Третьей и последней в этой серии моделью я замыслил ярославский «Я-3», конструкция которого разрабатывалась на «АМО» по типу «Уайта», правда была относительно прототипа очень серьёзно модернизирована. Производство этого 3-тонного грузовика изначально предполагалось развернуть в Москве, на заводе «АМО», но из-за окончательно принятого решения по произвоству «ФИАТа-15тер», под который собственно завод и был построен, вся документация была передана в Ярославль, где и производился в итоге «Я-3», положивший начало отечественным тяжёлым грузовикам.
Задачу я себе «нарезал» достаточно грандиозную. В настоящее время готовы две первые модели из 3-х. Все эти модели ждут своего отдельного рассказа, сегодня же я представлю Вам «первенца» - американский «Уайт-ТАД».
White TAD (1915)
собственно о модели. Работу над ней я начал с поиска информации, которая оказалась довольно скудна – всего несколько фотографий и рисунков. Чертежа машины мне раздобыть не удалось, по-этому в качестве опорного эскиза я использовал рисунок Юрия Долматовского, известного своей педантичностью в графике, из исторической серии журнала «Техника молодёжи», привязанный к 43-му масштабу. Смоделированные мною детали печатал на 3Д-принтере. По мере того, как модель оформлялась и наполнялась деталями, я сверялся с доступными фотографиями и вносил правки. К сожалению, абсолютной точности в модели достичь не удалось, её агрегаты вообще сделаны «по мотивам», но общий образ прототипа, по моему мнению, модель передаёт. При детализации модели я постарался реализовать все видимые элементы прототипа, на доступном уровне технологии. При создании я решил воспользоваться опытом классиков «дай-каста» - сделал съёмным капот с установленным макетом двигателя. Вообще модель состоит из порядка 90 деталей. То, что нельзя было напечатать на принтере, я изготовил из 0,8-мм. проволоки канцелярских скрепок. Из неё же сделаны установочные штифты ключевых элементов и оси колёс.
К качеству изготовления модели у меня довольно скептическое отношение. Сборщик из меня никакой! Повсеместно потёки клея, некоторые детали установлены неровно. Кроме того, на этот раз, для сокращения времени, затрачиваемого на модель, я минимизировал зачистку напечатанных на принтере деталей. Фактически зачищал только своеобразный облой, для обеспечения собираемости конструкции, не затрагивая видовых поверхностей. Как бы то ни было, описанные мною шероховатости сборки в глаза не бросаются, хотя конечно же видно, что модель не «промышленная». Качество покраски – моё слабое место. Аэрографом я не владею, по-этому крашу кистью со всеми вытекающими. Благо акриловая краска «Звезда Мастер» очень хорошо «садится» при высыхании, не замыливая мелких деталей и рельефа модели. Но в краске встречается и мусорок, и потёки, короче всё как обычно. Но, по-скольку модель я делаю для себя – и так сойдёт.