Гражданский альянс Мангистауской области при поддержке Агентства США по международному развитию USAID провел международную конференцию на тему "Поствалидационный период реализации ИПДО на субнациональном уровне".
В работе конференции принимали участие представители Правительства Казахстана и заместители акима Мангистауской области, депутаты Парламента РК, представители ИПДО – сообществ из Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Кыргызстана и Украины, члены Национального совета заинтересованных сторон, представители международных организаций, бизнес-структур и НПО.
Необходимо сказать, что за незнакомыми многим читателям терминами скрывается проект, который прямо направлен на раскрытие интереснейших вопросов как на глобальном, так и на внутригосударственном, региональном и даже личностном уровнях.
Речь идет о проекте "Инициатива прозрачности добывающих отраслей" (ИПДО), который представляет собой мировой стандарт, способствующий обеспечению прозрачности доходов от нефте- газо- и горнодобывающей отраслей промышленности, то есть, доступ к информации о государственных доходах от природных ресурсов.
Известно, что 3,5 миллиарда человек живут в странах, богатых нефтью, газом и полезными ископаемыми. Тем не менее, многие не видят результата от добычи своих природных ресурсов. Известно также, что при условии добросовестного управления разработка этих ресурсов может принести значительные поступления, благодаря которым возможно ускорение роста и искоренение нищеты. А вот в случае плохой организации управления может наблюдаться рост нищеты, коррупции и возникновение конфликтов. Внедрение ИПДО направлено на то, чтобы изменить это.
Республика Казахстан приняла на себя обязательства по внедрению стандартов ИПДО в 2005 году по инициативе президента РК Н. Назарбаева. В 2013 году Казахстану присвоен наивысший статус "страны-последователя ИПДО".
Цель состоявшейся конференции – усиление диалога между сообществами разных стран о процессе реализации ИПДО, а также о возможностях применения Инициативы на региональном уровне как в Казахстане так и в целом в Центральной Азии. В рамках конференции эксперты и практики обсудили полученный опыт в сфере продвижения ИПДО на региональном уровне, поделились своим опытом в разработке проектов и механизмов поддержки принципов ИПДО на местном уровне. Отечественные и международные эксперты представили наиболее успешный опыт по использованию инструментов мониторинга в рамках ИПДО, развития стратегического сотрудничества и многостороннего участия в процессе реализации ИПДО. Важным моментом конференции было обсуждение вопросов координации действий по развитию ИПДО со стороны органов власти и обсуждение возможностей дальнейшего внедрения ИПДО на региональном уровне с целью устойчивого развития территорий.
Участница конференции, координатор коалиции "Нефтяные доходы – под контроль общества", эксперт Светлана Ушакова считает, что ИПДО не просто международная инициатива, которая требует прозрачности в добывающем секторе. В интервью она подчеркнула:
– Инициатива дает общественности уникальный механизм участия в принятии решений. Во-первых, это создание многосторонней группы заинтересованных сторон, где присутствие неправительственных общественных объединений обязательно и голос их равен голосу правительства и добывающих компаний. ИПДО обязывает правительство и компании привлекать общественность к обсуждению и принятию решений по вопросам ИПДО. Этот механизм уже прошел проверку временем на эффективность на национальном уровне. Пришла пора внедрять его и на региональном уровне, чтобы местные НПО могли внести свой вклад в распределение доходов от природных ресурсов нашей страны.
Однако в своем докладе С. Ушакова сказала, что для продвижения прозрачности сделано очень много на национальном уровне, но в обществе так и не сформирован интерес как к Инициативе, так и к отчетам по ИПДО.
– Люди не видят и не знают, как информация в отчетах может повлиять на их жизнь и на развитие территорий. Среди причин то, что основные платежи аккумулируются на национальном уровне, общественность и гражданские институты не влияют на распределение доходов от добывающего сектора. И все же вопрос, какую реальную пользу может принести ИПДО населению, вполне ясен – это те платежи, которые остаются на территории, социальные инвестиционные проекты (СИП). Именно поэтому, многие годы НПО настаивали на включении "социальных инвестиций" в отчетность, и в 2012 году вышли отчеты по ИПДО с данными по СИП. Это стало реальным шансом привлечь внимание общественности к ИПДО, а также, что, наверное, не менее важно – использовать данные из отчетности для инициирования общественных дискуссий по вопросам использования доходов от природных ресурсов.
На конференции говорили об усилении потенциала общества и его вклада в процесс внедрения ИПДО; расширении сферы организаций гражданского общества, участвующих в ИПДО, необходимости поддержки более интенсивного и тщательного использования информации, полученной в процессе ИПДО.
доходы1.jpgОсобое значение, по мнению многих выступивших на конференции, имеет диалоговая площадка НПО – это механизм, который позволяет в регионе определять общую повестку вопросов, вырабатывать единую позицию и мобилизовать лидеров для отстаивания общественного мнения в переговорах с компаниями и властью.
Действующим рабочим органом проекта ИПДО на местном уровне должны стать Региональные общественные советы. Это многосторонняя группа заинтересованных сторон, которая создается на основе принципов ИПДО и реализует общественную повестку ИПДО на региональном уровне, причем в дальнейшем это не только повестка ИПДО, а более широкий спектр вопросов устойчивого развития. Такими вопросами могут быть оценка потребностей населения, приоритезация социальных проблем, рассмотрение и утверждение СИП, мониторинг реализации СИП, информирование и вовлечение общественности.