Очень приятный фильм ?Общество мертвых поэтов?, скорее тем, что поднимает вечную проблематику воспитания, образования и развития личности. Главный вопрос должен стоять перед учителями, которые претендуют называться педагогами, где границы влияния учителя, это этический аспект педагогики. Недавно познакомилась с одной книгой, где автор предлагает свою методику по музыкальному обучению детей. Так вот там особенно задел непростой момент, который присутствует и в фильме: учитель берет на себя право воспитывать детей так, как он считает правильным, причем делает это сознательно. В принципе конечно философия Китинга замечательная, он стремится открыть глаза парням на то, что они могут гораздо больше, чем им представляется, что они сами хозяева своей жизни и т.п. Но ведь не зря происходит трагедия. Мне кажется, в педагогике, как и в медицине, и в психологии, необходимо соблюдать принцип ?Не навреди?. Педагог производит настоящую революцию в головах ребят, но насколько он знает их, насколько он понимает, что кому-то подобные знания о возможности ?другой? жизни в данный момент просто необходимы как толчок к дальнейшему развитию, а кому-то крайне опасны? Это ведь проблема воспитания – определить, когда ребенок уже созрел, чтобы принять определенное знание, а когда он еще не готов к нему. Обычно не очень проницательный педагог или психолог, решающий изменить жизнь человека, внимающего ему, решительно рушит все устоявшиеся казалось бы страхи и комплексы человека, вместе они многого достигают. Но потом ребенок или взрослый человек возвращается в свою обычную среду и тут возникают и еще больше углубляются конфликты с окружающими. А почему? Да ведь каждый человек не на необитаемом острове живет, наша жизнь и наши взгляды зависимы от окружающих. В учениках-то Китинг революцию произвел, но родители и администрация школы остались прежними. И в педагогических целях, и в психотерапевтических обычно сходятся на замечательном отношении к роли ?наставника?: стать ученику ненужным, научить его самостоятельности в поступках и мыслях, искусстве, которым он овладевает. Наверное в какой-то мере Китинг этого добился.
Вообще всегда настораживало стремление преподавателей научить учеников жизни открыто, громко оглашая свои идеалы. Так, в той книжке, которая меня заставила всерьез задуматься над ролью учителя, педагог берет на себя право учить детей и их родителей тому, что хорошо, а что плохо, где у кого комплексы, как они будут мешать в будущей взрослой жизни детям, и что с этим нужно им вместе (ребенку, родителям и учителю) сделать. Понятно, что тетенька увлекается психологией и стремится пролить свет знаний и чистого разума. Но ведь это не этично, вмешиваться в чужие жизни, судьбы маленьких детей и наводить там ?порядок?, основываясь на собственном индивидуальном мнении и книжных знаниях. Не факт, что все найденные ею ?пороки? в ребенке разовьются в будущем, да и вообще являются недостатком. Так и в фильме: конформизм – это зло, жить мгновением – смысл жизни. Очень спорно... Мне кажется, Китингу нужно было показать ребятам, что мы все-таки не абсолютно свободны и вольны поступать, как нам хочется. Хотя он конечно после шалости с телефонным звонком от Бога шутнику указал на то, что не все дозволено, нужно чувствовать, когда можно, а когда нельзя. А девиз ?Лови мгновение? крайне пластичен: это и позитивное ?наслаждаться жизнью?, и противоположное ему ?жить только сегодняшним днем, а завтра видно будет?. Он был бы крайне хорош, на мой взгляд, в том смысле, что научиться жить, т.е. балансировать между своими желаниями и окружающей данностью, необходимо, но можно и научиться ценить любое мгновение, даже когда поступаешь не совсем так, как хочется.
А вообще запоминаются не те учителя, которые действительно чему-то научили, вложили знания, а те, кто проявил себя как личность, индивидуальность, пусть даже с ними и не всегда соглашаешься. Думающий, сомневающийся, отстаивающий свои взгляды человек – это завораживающее зрелище.
Сообщение отредактировал Katty: 09.02.2006, 22:45:03