Казахстан может вернуться к монополии КМГ на экспорт бензина из России. Причем, по информации kursiv.kz, это может случиться уже в первой половине февраля.
Александр КОНСТАНТИНОВ
«Я думаю, чем раньше, тем лучше», - заявил, комментируя ситуацию с введением ограничения на импорт нефтепродуктов из России, министр нефти и газа Узакбай Карабалин. Ситуация напоминает прошлогоднюю, когда правительство еще в конце февраля планировало ввести ограничение на импорт нефтепродуктов из РФ, однако после случившегося после обнародования этих планов скандала ввело его с мая.
Особенность ситуации этого года заключается в том, что аргументы в пользу введения запрета принципиально отличаются от прошлогодних. Если в прошлом году правительство в лице Миннефтигаза апеллировало к неравноценным расчетам с Россией за поставленные нефтепродукты, то в этом году упор делается на затоварку складов и поддержку собственного производителя.
«Повторяется та же история, которая была в прошлом году, когда у нас запасы Аи 92 выросли почти до 400 тыс тонн. Запасы на базах. Это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться, о чём сегодня докладывали. И «КазМунайГаз» повторил, что это привело к избытку ресурсов на рынке, и стали приостанавливаться заводы», - так прокомментировал ситуацию с введением ограничения на поставки по железной дороге нефтепродуктов из России министр нефти и газа Узакбай Карабалин.
Он считает, что «это самый худший вариант по двум причинам. Первое: у нас из России завозится не беспредельное количество бензина. Он обозначен нашим индикативным планом, который мы друг с другом подписали. Это бензина на порядка девятьсот с чем-то тысяч тонн. Если мы, скажем, за первый-второй квартал вывезли всё оттуда, из России, то третий-четвёртый квартал мы уже не будем иметь такого ресурса. А эти ресурсы рассчитаны на планомерное поступление ежеквартально. И ежемесячно. В таком случае и заводы работают, всю продукцию они реализуют на рынке, и плюс российские ресурсы помогают нам удержать всё необходимое количество для потребителей. Второе: если мы заводы останавливаем, то мы не получаем той доходности, которую мы должны были бы получить. Это сразу сказывается на поступлении в бюджет с заводов, на поступлении в местные бюджеты также, и эти суммы исчисляются миллиардами тенге».
Напомним, что введение ограничения на поставки по железной дороге уже вводилось Казахстаном в прошлом году и действовало с мая по 1 ноября 2013 года. Результатом его стал рост цен на высокооктановый бензин и угроза дефицита на рынке. До введения запрета объем поставок нефтепродуктов из России в Казахстан составлял около 1,3 млн тонн в год и ввозился он напрямую. Крупнейшим импортером была компания «Газпромнефть», которая в 2012 году поставила 550 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Компания владеет в Казахстане сетью из 40 АЗС. На рынке также присутствовали «Башнефть» и несколько трейдеров, в том числе крупнейшая сеть АЗС ТОО «Helios»