Эх, по просьбам телезрителей.
http://www.nomad.su/?a=4-200712190228Fitch изменило прогноз по рейтингам Казахстана на "Негативный", подтвердило рейтинг на уровне "BBB"Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана со "Стабильного" на "Негативный". Fitch также подтвердило долгосрочный РДЭ Казахстана в иностранной валюте на уровне "BBB" и долгосрочный РДЭ в национальной валюте на уровне "BBB+". Кроме того, агентство подтвердило рейтинг странового потолка Казахстана на уровне "BBB+" и краткосрочный РДЭ "F3".
Данное рейтинговое действие отражает изменение оценки Fitch рисков для суверенной кредитоспособности Казахстана, обусловленных серьезным ограничением доступа казахстанского банковского сектора к международным рынкам капитала с августа 2007 г. "Сохранение сложной ситуации на рынке увеличивает риск того, что казахстанские заемщики могут испытывать сложности с привлечением иностранного капитала в течение значительной части 2008 г. Это может привести к продолжению расходования валютных резервов и увеличению масштаба проблем с внешней ликвидностью, которые могут перерасти в более широкую угрозу для финансовой стабильности", – отметил Эндрю Кохун, директор в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам.
Власти страны усиливают поддержку финансовой системы, принимая на себя в этом процессе значительные условные обязательства. Центральный банк обеспечивает коммерческие банки определенным объемом ликвидности в иностранной валюте, необходимой для соблюдения сроков погашения по внешней задолженности. При этом данная стратегия уже оказывает воздействие на внешний платежный баланс Казахстана – с июля по ноябрь 2007 г. резервы центрального банка сократились на 22% до 18,2 млрд. долл. (еще 20,8 млрд. долл. находится в Национальном фонде Казахстана). По оценкам властей, в 1 полугодии 2008 г. объем погашений внешней задолженности в стране (без учета кредитов, относящихся к прямым иностранным инвестициям) должен составить 7,5 млрд. долл.
В целом рост депозитов (розничных и корпоративных) в ноябре стал положительным за счет роста валютных депозитов, в то время как депозиты в тенге с июня сократились на 11%. Правительство заложило в бюджет 4 млрд. долл. на поддержку роста кредитования, прежде всего, сектора недвижимости и строительного сектора, в конце 2007 г. и в 2008 г. (финансирование из Национального фонда). По прогнозам Fitch, чистая стоимость зарубежных активов государства сократится с 31% ВВП на конец 2007 г. до 19% к концу 2008 г. Такое снижение усиливает риски того, что внутренний частный сектор утратит доверие к национальной валюте (тенге) и к способности властей поддерживать финансовую систему, что может вызвать утечку капитала и более широкий кризис. В то же время Fitch продолжает рассматривать такой исход событий как маловероятный.
Реализация планов государства по обеспечению финансовой стабильности осложняется ввиду неблагоприятного сочетания таких макроэкономических факторов, как существенный рост цен и ухудшение перспектив роста. Инфляция повысилась до 17,5% на ноябрь 2007 г. в сравнении с ноябрем 2006 г. Национальный банк Казахстана в декабре 2007 г. повысил ставку рефинансирования с 9% до 11%. Данный шаг был предпринят, несмотря на обеспокоенность относительно возможного замедления темпов роста экономики по мере снижения роста банковского кредитования (до августа 2007 г. темпы роста банковского кредитования в годовом выражении приближались к 100%).
Государство сталкивается с такими сложностями, имея изначально сильные финансовые позиции. Так, на конец 2007 г. у Казахстана самый низкий уровень общего государственного долга к ВВП (7%) среди стран с рейтингом в категории "BBB" и профицит консолидированного бюджета, который, с учетом нефтяных доходов, по прогнозам в 2007 г. должен составить 3,3% ВВП. Тем не менее, на суверенных рейтингах продолжают сказываться структурные и институциональные недостатки относительно сопоставимых стран с рейтингом в категории "BBB". Растущая роль государства в экономике в ответ на внешние сложности с ликвидностью может в будущем усилить эти недостатки.
Fitch Ratings-Лондон-17 декабря 2007г.
Хана приходит медленно.Еще статья.
http://www.geokz.tv/...le.php?aid=4537АНТОЛОГИЯ КАЗАХСКОГО КРИЗИСА
На сегодня в Казахстане наблюдается постепенное, но неуклонное, неуправляемое людьми, кланами, финансово-промышленными группами, государственными институтами нарастание, усиление дисфункций, проблем, ошибок во всех сферах данного жизнедеятельности общества и государства. Все последние события в стране, как ситуация вокруг Рахата Алиева, межнациональные столкновения, кризис ликвидности и жилищно-строительного рынка, секвестр бюджета, удорожание основных продуктов, разброд внутри элиты, внешнеполитические неудачи и т.д. являются звеньями одной цепи являющейся предтечей широкомасштабного системного кризиса. То есть совокупности политического, экономического и социального кризиса в обществе. Во многом данная угроза исходит от неспособность политической элиты подняться до уровня государственных деятелей, ставящих интересы державы выше личных и корпоративных, а соответственно как продолжение утрата нацией, исповедующей в значительной части психологию люмпенов, чувства собственного достоинства. В Казахстане наблюдается постепенное формирование, развитие, упрочение саморазвивающейся системы противоречий, когда сама эта система противоречий становится самостоятельным и очень важным субъектом, действующим то открыто, то скрыто.
Все попытки предпринимаемые на данном этапе правительством республики в отношении решения отдельно взятых проблем (экономических, социальных, политических, властных, психологических, идеологических, интеллектуальных и т.д.), вне их системной взаимосвязи с другими противоречиями, неуклонно, целеустремленно ведут к дальнейшему нарастанию конфликтного потенциала системного кризиса, который по своим последствиям будет страшнее и длиннее всех предыдущих кризисов , если руководство страны не предпримет быстрых и кардинальных шагов по стабилизации как политической жизни, так и экономической ситуации в стране. В настоящее время Казахстан вошел в такую фазу своего развития, в которой негативные тенденции и реформы последних лет в экономической, социальной, техногенной сферах начинают приводить к новым типам социальной несправедливости, различного рода нестабильностям, катастрофам и бедствиям. Главным образом на возникновение системного кризиса повлиял общий уровень коррупции, который не позволяет в полной мере проводить реформы и тормозит их. В частности, если начиная с 1997 года проанализировать выполнение всех стратегических программ, то выясниться, что их исполнение в лучшем случае находится на уровне 10-12 процентов. В стране отсутствует реальный сектор экономики, не выполнена программа развития села, образование и здравоохранение находятся в глубоком кризисе, до сих пор неразвитой остается транспортная инфраструктура, межэтнический баланс поддерживается искусственными методами, государственный бюджет в основном формируется за счет продажи углеводородных ресурсов и сбора налогов с предприятий находящихся на подрядах и субподрядах у крупных нефтегазовых компаний. В связи с ростом цен на основные продукты, связь и транспорт, а также с высоким уровнем безработицы растет уровень социального напряжения, пик которого очевидно придется на весну 2008 года. Ситуация может вылиться в социальный взрыв.