Некоторые вопросы связанные с коттеджными поселками и другими жилыми массивами.
загородная недвижимость, не взирая на кажущуюся простоту, является одним из наиболее сложных объектов градостроительства. проблема заключается в том, что реализация Генерального плана Алматы касалась исключительно мегаполиса, но не прилегающих к городу районов.
Очередной ошибкой был недальновидный подход к выделению земельных участков, бесконтрольная выдача разрешений на строительство. Если раньше загородное строительство в основном были дачи, не требующих особых ресурсов и коммуникаций, то с началом выделения пригородных земель для частной застройки начался настоящий строительный бум. Жилые массивы стали возникать повсюду. Если бы в то время руководство области выработало общий план развития прилегающих к Алматы районов и согласовало его с городом, были бы правильно определены объемы предполагаемых потребностей. Фактически можно было бы спроектировать планы развития всех существующих поселков и жилых массивов, введя при этом ограничения по количеству строений и их объемам.
К сожалению, этого не сделано и на сегодняшний день мы видим жилые массивы. При этом практически ни один из них не имеет генерального плана с определением строительного, экономического, социального, транспортного и иных аспектов развития. По большому счету ни у одного из них нет дальнейшей перспективы. Об этом знают не только руководители районов, но и сами владельцы загородных строений.
Большую часть всех новых поселков занимают дома довольно свежей постройки. Строений социальной направленности не так много - новых школ, детсадов, больниц, спортивных комплексов и прочих необходимых объектов инфраструктуры практически нет, а существующие относятся к постройке советского и раннего постсоветского периодов. Для строительства новых социальных учреждений требуются земли с прилегающими коммуникациями, которые, в отсутствие планов развития, не были заложены и зарезервированы местными властями, а немногие зарезервированные участки заселены. Так как их уже продали. Практически все дороги без асфальтового покрытия, а те, что его имеют, не были предусмотрены для эксплуатации в таком режиме и находятся в аварийном состоянии. Газификацией охвачены не все поселки, только часть, остальные отапливаются твердым и жидким топливом.
Вот наглядный пример того, как по факту ведется развитие загородного строительства, а по сути растут проблемы, решать которые предстоит многие годы.
Подводя итог вышесказанному, рассмотрим предложения о продаже домов выбрав некоторые объявления. Средняя площадь выставленных на продажу домов составляет 180 кв. м, практически все строения новые. Но самое заметное в данных объявлениях - почти каждое второе имеет пометку: «возможен обмен на квартиру в г.Алматы».
Сегодня, покупая дом за городом, вместо ожидаемых прелестей жизни на природе человек рискует получить череду неизведанных проблем. Проблем, связанных с отсутствием нормальных дорог, необходимостью закупать топливо, сложностей с детсадами и школами и вопросом доставки туда детей. Вечные пробки выматывают в утренние и вечерние «часы пик.
Государство выход видит в формировании более цивилизованной политики в данном секторе, а именно - строительстве коттеджных поселков. В этом случае можно избежать большей части вышеперечисленных проблем. Во многих коттеджных городках изначально запроектированы согласно ген плана детсады, спортивные комплексы и супермаркеты и т.д., Однако ген план утвержденный со стороны застройщиков не выполняется и коттеджный городок становится одним из обычных поселков описанных выше.
Государство должно четко обозначить все права индивидуальных застройщиков, выработать жесткие правила ведения строительства и проживания в создаваемом жилом массиве. Только тогда можно говорить о реализации жилищной программы, отвечающей современным требованиям.
Что застройщик перед получением ген плана обязан был сделать.
Определить территории, предполагаемые к индивидуальному строительству. Определить границы этих земель, произвести деление на участки с учетом обустройства и размещения на них объектов социального направления. Затем произвести расчеты затрат, необходимых для подведения коммуникаций и благоустройства территории, включая ограждение, асфальтирование, освещение и озеленение. Начать работы по обустройству данных территорий и подводке коммуникаций. Исходя из генерального плана и предполагаемых затрат (энергия, вода, газ и пр.), произвести расчеты по ограничению объемов строительства на данном участке.
Однако всего этого не соблюдается земля продается под строительство кампании получают прибыль, а у жителей опять возникает нехватка (энергия, вода, газ и пр.). При покупки земли собственник участка компенсирует стоимостью земли и понесенные затраты на вышеперечисленные капитальные вложения, что устно озвучивалось в данном случае МОПовцами.