Турецкие историки на днях в одной
турецкой передаче обсуждали дочь
Кануни. Не Михримах, другую. Разие.
И пришли к интересному выводу.
Давайте обо всём по порядку.
Само существование Разие упоминается Чагатаем Улучаем ещё в
1960х годах (а может и раньше) в
книге "Жёны и дочери падишахов".
Плюс - захоронение Разие в тюрбе
Яхъя эфенди, надпись на котором
гласит, что здесь покоится “Беззаботная Разие Султан, кровная
дочь Кануни Султана Сулеймана и
духовная дочь Яхъи Эфенди”.
Информации о Разие очень мало,
однако известно, что рождена она
была в 1525 году, а умерла в 1570.
Вопрос: почему эта информация
укладывает в продолжительный
обморок поклонников Хюррем?
Да потому,
что "историками" уже было
провозглашено: после появления
Хюррем у султана никого не было, Махидевран отослали сразу
же.
Однако никто даже не пытается
сопоставить факты. А факты
сопоставляются просто. О том, что
султан отдалился от матери
наследника Махидевран и уделяет
всё время Хюррем, было написано послом Пьетро Брагадиным в 1526
году. Знаменитая драка (о которой
стало известно тоже благодаря
послам) состоялась и того позже,
где-то в районе 1531 года, потому
что к тому времени Хюррем уже родила Джихангира и потому, что
после драки Махидевран быстренько
отправили в санджак с сыном (это
показано в мини-сериале "Хюррем
султан", 2003г. - точно по словам
донесения посла). Ну, и ЧТО могло помешать рождению
дочери султана в 1525 году???
Почему некоторые так яро
отвергают её существование? Возьмём ещё один доступный
источник - книгу Дж.Фрили. На
страницах 60-61 сказано, что у
султана было ещё две дочери, одна
умерла во младенчестве, другая
стала женой Али паши. Но не известно ни имён этих дочерей, ни
имён матерей. Однако - это ещё один
источник, подтверждающий
наличие дочери, пережившей
младенческий возраст. То, что матерью Разие является
Махидевран, подтверждается только
косвенно: обеим женщинам
оказывал покровительство Яхъя
эфенди, молочный брат Кануни и обе
отвернулись от султана после убийства Мустафы. Кстати, в "Великолепном веке"
султан 10 (!!!) лет "призывает"
Махидевран (об этом ей напоминает
Валидэ, когда та плачется о своей
судьбе после никяха султана). И
Хюррем не смеет этому противиться, т.к. султан уже сделал
предупредительный выстрел в
воздух, напомнив о необходимости
уважать Махидевран. Нам
рассказали, что султан после
"призыва" не прикасался к некогда любимой наложнице. Однако видно,
что сценаристы не рискнули
заявлять о моногамности султана,
т.к. это противоречило историческим
данным (дети-то от других женщин
рождались). Некоторые называют брак султана
моногамным. Но дочь от другой
наложницы не нарушает и эту
"догму": свадьба состоялась по
различным данным в 1530-1533гг.,
т.е. опять же 10 лет Хюррем просуществовала в гареме
"внебрачно" и за эти годы могло
быть всякое и всякие. А дальше - интереснее. Историки
выдвинули предположение, что
гаремная поэтесса Нисайи, автор
"плача по Мустафе", это и есть Разие
султан. Получить прямое подтверждение
этого пока сложно (сколько
документов из архивов Топкапы ещё
не прочитано). Но из книги Age of
Beloveds: Love and the Beloved in Early
Modern Ottoman and European Culture and Society Andrews, Walter G. Kalpakli,
Mehmet (Век Возлюбленных: Любовь
и Возлюбленный, в ранней
современной Османской и
европейской культуре и обществе),
2004: Duke University Press: Durham, NC, USA известно, что Нисайи с
детства знала султана Сулеймана и
что она числилась сначала в гареме
Сулеймана, а затем - в гареме
Мустафы. Паззл складывается в более-менее
ясную картину: Разие, дочь султана и
Махидевран, была рождена в 1525
году, естественно, знала султана
лично, а в возрасте 6 лет
отправилась с матерью и братом в Манису. Также родством с султаном
объясняют смелость Нисайи,
выраженную в её стихах. Она не
боится открыто выдвигать
обвинения против султана и его
благоверной, в отличие от других многочисленных произведений,
посвящённых гибели Мустафы. Не
говоря уже о том, что боль этого
произведения - это явно боль от
потери близкого человека. О Разие султан известно также, что
после убийства Мустафы она
отдалилась от султана. Как и Яхъя
эфенди, её духовный отец. Поэтому
захоронена она в его тюрбе, а не
вместе с представителями династии. И поэтому вполне можно
предположить, что она и есть та
Нисайи, поэтесса из гарема.
Как известно, для поэтического
творчества представители династии
брали псевдонимы. Мустафа звался Мухлиси. т.е. Разие может быть
Нисайей. На сегодняшний день это - только
предположение. Поэтому все
аргументы "за" и "против" -
обсуждабельны. А теперь - для сравнения два
произведения о гибели Мустафы:
Нисайи и Ташлыджалы. "Легенда
гласит", что Рюстема и Хюррем стали
обвинять в убийстве наследника
после стихов Ташлыджалы Яхъя. Просто читаем. Стихотворение Нисаи: Ты стал тираном, ты так
несправедливо поступил .
Ты затянул удавку вокруг его шеи и
отнял у него жизнь
Зная, что Сострадание это часть
Веры, ты не испугался Всевышнего… Что же безжалостный Повелитель
Мира сделал с Султаном Мустафой? Ты позволил ведьме влить яд в твои
уши
Обманутый ее уловками и ложью, ты
исполнил волю этой злобной
колдуньи
Ты как палач погубил этот кипарис, этот плод сада жизни…
Что же безжалостный Повелитель
Мира сделал с Султаном Мустафой?[/
size] Ты властелин этого мира, но отныне
люди отвернулись от тебя Никто
больше не склонится перед тобой с
любовью
И никогда Всевышний не
благословит того муфтия что одобрил это…
То, что безжалостный Повелитель
Мира сделал с Султаном Мустафой! Когда ты был молод, ты вершил
правосудие и справедливость,
Ты поступал так, что все сердца
радовались как одно,
Почему же став зрелым, ты
действуешь как несправедливый тиран?
Что же безжалостный Повелитель
Мира сделал с Султаном Мустафой? Как ты пришел к тому, что пролить
невинную кровь- это хорошая вещь?
Или ты думаешь, что монархи не
будут призваны к ответу?
Чем ты оправдаешься, что ответишь,
когда Всевышний тебя спросит:
Что же безжалостный Повелитель
Мира сделал с Султаном Мустафой? Разве ты не знаешь, как этот мир
эфемерен?
Убивая своего собственного
молодого сына, думаешь избегнуть
собственной смерти?
Ты владеешь этим миром, но и ты однажды исчезнешь!
Что же безжалостный Повелитель
Мира сделал с Султаном Мустафой? Его трон и его род безжалостно
пресечен интригами и подозрениями
Рассыпан его жемчуг, он втоптан,
поруганный и невинный
Его мать горит в огне из-за разлуки с
ним… Что же ты, безжалостный
Повелитель Мира, сделал с Султаном
Мустафой? Я горестная Нисайи, я кричу от боли
и плачу кровавыми слезами
Мое тело жаждет расстаться с
душою от невыносимой муки
Рыдают ангелы на всех семи слоях
небес и рыдают люди на земле Что же безжалостный Повелитель
Мира сделал с Султаном Мустафой? (По книге Age of Beloveds: Love and
the Beloved in Early Modern Ottoman
and European Culture and Society
Andrews, Walter G. Kalpakli, Mehmet
(Век Возлюбленных: Любовь и
Возлюбленный, в ранней современной Османской и
европейской культуре и обществе),
2004: Duke University Press: Durham,
NC, USA Стихотворение Ташлыджалы (за
которое он был отправлен в ссылку,
хотя там нет прямых обвинений, но
Рюстем явно знал, кто такие "они"): На помощь,на помощь!Разрушилась
одна из стен мира!Палачи смерти
забрали Хана Мустафу!
Было его лицо светлее
Солнца,теперь его не стало..Стал
жертвой интриг он,и в грехе погряз Османский род.. Что бы Падишаху доблестный
Шехзаде не сказал,пытались они
Падишаха в нем усомнить.И
случилось то,чего добивались они.
Грязные интриги и скрытая вражда
лжецов заставили из наших глаз течь слезы нескончаемые и горесть
разлуки в сердцах зажгли.
Ни в чем не повинный Мустафа
задушен был толпою убийц.
О если б не видели этого глаза мои!
Позор тем кто эту несправедливость совершил! Надел Шехзаде белоснежную
одежду.И светилось его лицо ярче
Солнца ,от того,что увидится с отцом,
Был для народа Османского Шехзаде
как цветущее дерево.А шатры те
вокруг были похожи на ледяные горы.
Падишах всего мира - Кануни Султан
Сулейман от гнева огнем пылал.А
Шехзаде, светясь от счастья
предстоящей встречи, мчался скорее
к отцу,чтобы руку ему поцеловать. Но не вернулся из шатра отца
Мустафа,чье лицо было наполнено
светом,подобно Луне.Пролили
больше слез чем облака в весенний
дождь,те кто увидел как хоронили
Шехзаде. Подобна двухглавому дракону эта
мирская жизнь,в чей капкан
попадают многие.
Был он подобен океану познаний, и
знаниями своими озарял все
вокруг,как прекрасная Луна .Но ушел Мустафа,нет его
больше..Погубили бедного Шехзаде. Оплакивают его даже звезды на
небосводе.В вечер расставания с ним
у всего Османского народа души
были в крови,а глаза в слезах от
горести разлуки.
Были они в величайшей скорби,погубили луноликого
Шехзаде интриганы в борьбе за трон.
Подобно змеям обвились вокруг его
шеи.А он склонил голову покорно
пред своею судьбой. Был убит,пострадав от великой
несправедливости, и стал мучеником
ни в чем не повинный Шехзаде.
Упал бездыханно на землю,и со
счастьем мученичества отправился
получать награду у Всевышнего благородный Мустафа.