Здравствуйте, уважаемый Серик Ныгметович!
Хочу обратиться к Вам с просьбой разрешить проблему, которая возникла вследствие принятия Закона РК от 4 февраля 2013 года № 75-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения».
В частности, огромный общественный резонанс вызвали поправки в Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании», касательно определения размера социальной выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) (пункт 4 статьи 23-1 Закона РК "Об обязательном социальном страховании"). Согласно новой редакции статьи, для исчисления размера социальной выплаты по беременности и родам доход, с которого уплачивались обязательные пенсионные взносы, не учитывается, а учитывается доход, с которого уплачивались социальные отчисления, в пределах 10 кратного размера минимальной заработной платы (в 2013 году 186 600 тенге).
Таким образом, возникла ситуация, когда женщины, имеющие ежемесячный доход выше 10 кратного размера минимальной заработной платы, в случае потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) будут получать выплату, ограниченную вышеуказанной суммой (потолок выплаты при нормальных родах - среднемесячный доход за последние 12 месяцев, умноженный на коэффициент количества дней нетрудоспособности (4,2)). Максимум на что они смогут рассчитывать - 783 720 тенге, с которых еще будут удержаны 10% пенсионных отчислений, согласно статье 26 того же Закона РК «Об обязательном социальном страховании». То есть "на руки" они получат в лучшем случае 705 348 тенге.
Довольно странные поправки ввиду последнего Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 г. (можно прочитать здесь:
http://www.akorda.kz...du-kazakhstana-), в котором четко было указано (цитирую): "Необходимо постоянно совершенствовать систему социального и пенсионного обеспечения,
всемерно защищать материнство и детство."
Т.е. уменьшая в разы размер максимальных выплат на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) у нас обеспечивают всемерную защиту материнства и детства?
Поясню действие принятых поправок на примере моей супруги, имеющей среднемесячный доход около 215 000 тенге. При действии старой редакции Закона РК "Об обязательном социальном страховании" и нормальных родах она бы получила социальную выплату в размере около 900 000 тенге, вместо 783 720 тенге согласно нынешней редакции указанного Закона РК. Конечно, звучит, будто я пишу данное обращение исключительно в своих корыстных интересах, однако как же быть в таком случае матерям-одиночкам, которые рожают, растят и воспитывают детей в нынешних нелегких условиях? Если они заработали право иметь законный среднемесячный доход выше 10 минимальных заработных плат, в чем проявляется их защита с этой поправкой в Закон РК «Об обязательном социальном страховании»? Получается наоборот, их не защищают, а ущемляют.
Конечно, имеется вероятность, что недостающую сумму выплаты, в случае, если среднемесячный доход за последние 12 месяцев превышает 10 минимальных заработных плат, выплатит работодатель за счет собственных средств, однако, согласитесь, большой процент работодателей (если не все) на это не пойдет, и они имеют на это полное право, если только в трудовом договоре не было прописано обратное, что маловероятно.
О какой социальной защищенности матерей и детей в таком случае можно говорить?
Согласно Службе центральных коммуникаций при Президенте РК (
http://ortcom.kz/ru/news/view/600) Министр труда и социальной защиты населения РК Абденов Серик Сакбалдиевич, сообщил, что «одной из основных причин для изменения действовавшего порядка явились факты мошеннических действий при получении социальной выплаты по беременности и родам, путем уплаты социальных отчислений в ГФСС с «фиктивных доходов».
Т.е. получается, что государство признает, что правоохранительные охраны не способны бороться с мошенниками, и проще было просто установить потолок выплат, а будущие матери пусть сами решают свои проблемы с работодателем. Интересный подход к решению проблемы с мошенничеством, который затронул не только самих мошенников, но и всех законопослушных участников системы социальных выплат.
Так же Министр труда и социальной защиты населения РК сказал: «Принятые меры позволят повысить уровень социальных выплат по беременности и родам». Однако согласно выше представленным расчетам ни о каком повышении уровня социальных выплат по беременности и родам речи и быть не может. На выходе принятых поправок в Закон РК «Об обязательном социальном страховании» мы получили лишь ограничение максимального размера выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), которое затронет не мало казахстанцев.
В связи с вышеизложенным прошу Вас от имени своей семьи, в которой, к слову сказать, ожидается пополнение третьим по счету ребенком, а так же от имени многих возмущенных казахстанцев рассмотреть варианты и принять соответствующие меры по решению вопросов, возникших с принятием Закона РК от 4 февраля 2013 года № 75-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения», в частности, касательно вопроса определения максимального размера социальной выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей). Предлагаю рассмотреть различные варианты принятия мер вплоть до отмены внесения поправок в Закон РК «Об обязательном социальном страховании».
Благодарю за внимание!