Вот смотри брат...
Что есть катализатор? Устройство предназначенное для снижения токсичности выхлопных газов с керамическими сотами с напылением платинового сплава. По сути решето. См. википедия или чего там еще.
Теперь о выхлопных газах - Продукт окисления и неполного сгорания углеводородного топлива. (википедия)
Основные составляющие (вредные) выхлопных газов это углеродные соединения углеводороды и сажа. Вот с ними то и борется катализатор. А именно дожигая их в свое камере.
А заодно с ним устанавливается один и более датчик кислорода. Которые измеряют количество кислорода в выхлопных газах. Полученные данные обрабатываются блоком управления двигателя. И им же в результате регулируется топливная смесь (смесь воздуха и топлива). Которая в обычном режиме должна быть в соотношении 14,7 к 1. На 1 литр топлива приходится 14,7 литров воздуха. Но как показали испытания для лучшего сгорания топлива смесь должна быть слегка обедненной. То есть воздуха должна быть на 5-10% больше. http://wiki.zr.ru/То...Топливная_смесь (кстати очень познавательная статья).
Когда вылетает ошибка блок управления ДВС перестает регулировать соотношение и начинает тупо лить топливо в соотношении 14,7 к 1. Топливо не догорает и в виде сажи и углеводородов забивает соты катализаторов. К тому же отвратное качество топлива вляет на механическую часть топливной системы, забивает фильтр, разбивает изнутри топливный насос, рампу и форсунки. Что приводит к плохому смесеобразованию и в итоге к неполному горению топлива.
Что касается масла.
Масло - это теже углеводороды с моющими и противоизносными присадками. Не знаю что вы льете себе, спорить по поводу крутизны масла сейчас не будем. Но что я понял проведя на просторах инэта это то, что любое среднестатистическое масло реально отрабатывает свой ресурс к 4-5 тысячам км. Происходит это в силу опять же естественных условий -масло перегревает и теряет свои свойства. К тому же разбавляется все теми же продуктами сгорания топлива (масло, смазывая стенки цилиндров, смывает с них всё, что осталось и не улетело в трубу). А дальше оно начинает уже гореть. Это тот самый синий, сизый дым с запахом горелого масла. И опять же образуется сажа забивающая катализатор. Не даром в сервисных мануалах на 4 литровый 242-й написано в случае ежедневных поездок менее чем на 35 км, с повышенной запыленностью, горной местностью масло в ДВС необходимо менять каждые 5 тысяч км, в не зависимости от рекомендаций производителя масел.
Теперь фильтра.
Воздушный фильтр каким бы он навороченным не был пропускает микрочастицы в воздухе (посмотрев в окно поймете сколько их там). А со временем он забивается. Имея структуры сжатых слоев пористой бумаги постепенно сминаясь от грязи с одной стороны, с другой он оно расползается. О начинает пропускать, ухудшая тем самым масло и трущиеся поверхности.
Масляный фильтр так же состоит из прессованной пористой бумаги и... клапана. Который открывается когда давление масла в нем превышает определенный порог. Дабы иметь хоть какой-то поток масла для смазки стенок гильз цилиндров и что более важно охлаждения гильз и блока цилиндров. Да-да именно охлаждение, ибо имя разницу температур в 100-120 градусов гильзы сначала охлаждаются маслом а уж потом антифриз охлаждает блок.
Про манеру езды.
Помните черный дым когда кто-то срывается с места на высоких оборотах? Когда ты нажимаешь на гашетку и пытаешся разогнаться как спорт кар, двигатель впрыскивает большое количество топлива, но воздуха хапнуть он не успевает (опять же забитый фильтр), потому то большая часть топлива не сгорает и просто вылетает в трубу, от того и расход в 2-4 раза больше расхода при неспешной езде. У двигателя снижена мощность а нам то нужен результат! И мы опять продолжаем нажимать педаль акселератора впрыскивая все больше топлива...
Каты в принципе можно вырезать, можно поставить обманки датчиков кислорода (механические, электронные). Можно поставить дожигатель. Можно поставить как ты говоришь аналоговый кат. Но их хватает на год-два. По причине того что в них не соты с напылением, а металлическая стружка которая выгорает опять же от плохого качества топлива или смеси. Замкнутый круг получается. Ну как? Имеет ли место моя точка зрения или причина в чем то другом?